г. Казань |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А65-30541/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.Г.,
судей Богдановой Е.В., Моисеева В.А.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Биктимирова М.Т., доверенность от 28.01.2015 реестровый номер 6-10,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УралЦентрГаз"
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2015 (судья Красавина В.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Липкинд Е.Я., Селиверстова Н.А.)
по делу N А65-30541/2014
по требованию Федеральной налоговой службы к закрытому акционерному обществу "Альметьевская производственно-монтажная компания-23", г. Альметьевск, (ОГРН: 1031608000258, ИНН: 1607002836), о включении в реестр требований кредиторов,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2015 закрытое акционерное общество "Альметьевская производственно-монтажная компания-23" (далее - должник, ОАО "Альметьевская ПМК-23") признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство с применением положений параграфа 1 (особенности банкротства ликвидируемого должника) главы XI (упрощенные процедуры банкротства) Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); конкурсным управляющим должником утвержден Альмеев И.Р.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства в соответствии с положениями статьи 128 Закона о банкротстве опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 07.02.2015 N 21.
06 марта 2015 года (согласно оттиску почтового штемпеля на конверте почтовой корреспонденции) Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Альметьевская ПМК-23" с суммой требования в размере 19 838 832 руб., в том числе: 155 184 руб. 42 коп. - недоимки по налоговым платежам и 1582 руб. 96 коп. - пени, 4 925 483 руб. 01 коп. - недоимки по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и 62 165 руб. 31 коп. - пени, 1713 руб. 91 коп. - пени по взносам на обязательное социальное страхование, 14 644 582 руб. 37 коп. - капитализированных платежей (принято к производству суда определением от 16.03.2015).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2015 требование ФНС России включено в состав третьей очереди реестра требований кредиторов ОАО "Альметьевская ПМК-23" в размере 19 773 370 руб. долга и 65 462 руб. 18 коп. пени.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 определение от 22.04.2015 оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, конкурсный кредитор - общество с ограниченной ответственностью "УралЦентрГаз" (далее - ООО "УралЦентрГаз", заявитель) обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 22.06.2015 об оставлении без изменения определение суда первой инстанции от 22.04.2015 отменить, определение суда первой инстанции от 22.04.2015 - изменить в части, касающейся включения в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника сумм выплат по капитализированным платежам в отношении застрахованных лиц в размере 14 644 582 руб. 37 коп.
По мнению заявителя жалобы, ФНС России, заявляя требование о включении в реестр требований кредиторов суммы капитализированных платежей в размере 14 644 582 руб. 37 коп., не представило необходимых документов, достаточных для подтверждения обязанности по выплате повременных и/или помесячных платежей.
В остальной части принятые по делу судебные акты лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФНС России, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ФНС России просила включить в реестр требований кредиторов должника, в том числе, сумму капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании), в размере 14 644 582 руб. 37 коп., из которых 7 874 565 руб. 16 коп. составляют размер капитализируемых платежей пострадавшим для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами, 3 440 753 руб. 48 коп. - для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, 3 329 263 руб. 73 коп. - размер капитализируемых ежемесячных страховых платежей лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью пострадавшего в результате наступления страхового случая.
Требование предъявлено к ОАО "Альметьевская ПМК-23", которое является в данном случае страхователем.
В обоснование требования о включении в реестр требований кредиторов должника капитализированных платежей уполномоченным органом в материалы дела были представлены утвержденные ОАО "Альметьевская ПМК-23" акты о несчастном случае на производстве, выписки из актов освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, справки-расчет сумм ежемесячных страховых выплат из расчета размера утраченного заработка пострадавших, приказы о назначении ежемесячных страховых выплат, приказы о перерасчете ежемесячных страховых выплат в связи с индексацией, программы реабилитации пострадавших, расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях при ликвидации (банкротстве).
Размер капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при банкротстве рассчитан Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по 4 гражданам, в том числе по 3 пострадавшим на производстве гражданам (Кашапову И.М., Кашапову Х.А. и Мухаметдинову А.М.) и 1 лицу (Сучковой З.П.), имеющему право на получение капитализированных платежей в связи со смертью пострадавшего (Сучкова А.И.).
Сумма платежей определена на основе Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, в соответствии с которой при расчете размера капитализируемых платежей учитывается как размер капитализируемых платежей на ежемесячные страховые выплаты, так и размер капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
В силу пункта 6 статьи 16 и статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Исходя из представленных письменных доказательств суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных названным Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
По смыслу положений статьи 3 Закона о социальном страховании страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании).
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Требование о капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, является обязательным платежом и относится к третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования не требуется (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей").
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что требование уполномоченного органа в размере 14 644 582 руб. 37 коп. основано на пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали его обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника с отнесением в третью очередь удовлетворения.
Обжалуя судебные акты, заявитель кассационной жалобы документально не опроверг правильность выводов судов.
Доводы заявителя жалобы о непредставлении ФНС России необходимых документов, достаточных для подтверждения обязанности по выплате повременных и/или помесячных платежей, подлежат отклонению как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А65-30541/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Г. Иванова |
Судьи |
Е.В. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, является обязательным платежом и относится к третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования не требуется (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей").
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф06-27323/15 по делу N А65-30541/2014
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27323/15
31.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8959/15
22.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6717/15
22.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7064/15
28.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30541/14