г. Казань |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А57-16666/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2015 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16666/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая Волжская ЖЭК", г. Саратов (ИНН 6450935862, ОГРН 1086450009535) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом г. Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая Волжская ЖЭК" (далее - ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 36 288 руб. 81 коп. задолженности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12А за период с января 2012 года по июнь 2012 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015, исковые требования удовлетворены. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" в пользу ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" взыскано 36 288 руб. 81 коп. задолженности, а также 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
По мнению подателя жалобы, единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, региональная программа капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, опубликована 31.12.2013, в связи с чем обязанности по выплате взносов на капительный ремонт не возникло.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 16.06.2011, ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12А.
Жилые помещения (квартиры) N N 7, 21, 25, 40, 44, 84, 91, 97, 101, 108, 116 в данном доме в период с 01.11.2011 по 01.07.2012 находились в муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Кроме того, в муниципальной собственности ранее находились: квартира N 11 (до 15.08.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 26.07.2013 N 6213-13); N 15 (до 08.10.2012, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 17.09.2012 N1431-12); N28 (до 29.05.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 20.05.2013 N 5553-13); квартира N 71 (до 07.02.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 10.01.2013 N2428-13); квартира N72 (до 06.03.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 19.02.2013 N 3230-13).
Общая площадь указанных жилых помещений составляет 859,11 кв.м.
Собственниками помещений указанного многоквартирного дома на общем собрании 28.11.2011 было принято решение о проведении капитального ремонта данного дома - ремонт инженерных систем холодного и горячего водоснабжения с установкой общедомового прибора учета в соответствии с технической документацией; об избрании (из числа жителей) полномочного представителя собственников по вопросу капитального ремонта - Обижаевой Л.В., наделении ее правом подписания договора на капитальный ремонт, подписание (согласование) проектно-сметной документации актов выполненных работ; а также был определен способ и порядок сбора средств на финансирование капитального ремонта - с момента принятия решения по статье "капитальный ремонт" в течение 6 месяцев равными долями до полного погашения суммы, что подтверждается протоколом от 28.11.2011 N 3.
На основании состоявшегося решения Обижаевой Л.В. был заключен с ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" договор от 28.11.2011 б/н на выполнение работ капитального характера в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2011 на сумму 319570 руб. Определено, что оплата работ производится собственниками в течение 6 месяцев равными долями до полного погашения суммы по 7,04 руб./1 кв.м, исходя из расчета 319 570 руб./7569,8 кв. м. (общая площадь жилых помещений) на 6 месяцев.
Во исполнение решения собственников и принятых управляющей организацией обязательств между ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" и ООО "Техпромстрой" был заключен договор подряда от 01.11.2011 N 66/П, в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2011 на выполнение указанных работ в объеме и стоимости согласованной с собственниками.
Актом приемки от 25.12.2011 указанные работы были приняты в эксплуатацию уполномоченными лицами. Оплата выполненных работ произведена ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" подрядчику в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 17.01.2012 N 9, от 08.02.2012 N 110, от 20.03.2012 N 275, от 23.03.2012 N 289, от 05.04.2012 N 317, от 05.04.2012 N 280, от 16.05.2012 N 300.
В соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36398, администрация является держателем объектов имущественной части муниципальной казны, по доверенности от имени муниципального образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" в письменной форме с приложением подтверждающих документов уведомило администрацию Волжского района МО "Город Саратов" о необходимости оплаты. Однако оплата муниципальной доли по расходам за уже выполненный капитальный ремонт общего имущества вышеуказанного дома не была осуществлена.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищно-коммунальных услуг послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав управления, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не освобождает собственника от обязанности содержания общего имущества многоквартирного дома.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, в порядке и размере установленном общим собранием собственников и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере не вносились.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской Городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 Положения исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Ссылка подателя жалобы на региональную программу капитального ремонта правомерно признана судами необоснованной, поскольку собственник муниципального жилья обязан ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги "капитальный ремонт" в соответствии со статьями 158 ЖК РФ и положениями статей 210, 249 ГК РФ.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК", являясь управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12А, имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию указанных помещений, в том числе и принадлежащих ответчику.
Таким образом, заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 по делу N А57-16666/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Ссылка подателя жалобы на региональную программу капитального ремонта правомерно признана судами необоснованной, поскольку собственник муниципального жилья обязан ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги "капитальный ремонт" в соответствии со статьями 158 ЖК РФ и положениями статей 210, 249 ГК РФ.
...
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф06-27313/15 по делу N А57-16666/2014