г. Саратов |
|
29 мая 2015 г. |
Дело N А57-16666/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 апреля 2015 года по делу N А57-16666/2014 (С.А. Федорцова),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая Волжская ЖЭК", г. Саратов,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344)
третьи лица: администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация муниципального образования "Город Саратов",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая Волжская ЖЭК" - Баранова Сергея Николаевича по доверенности от 12.01.2015,
от муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом г. Саратова - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Пивоварова Татьяна Викторовна по доверенности от 07.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая Волжская ЖЭК" (далее - ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам, ответчик) о взыскании задолженности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12А в размере 36288,81 рублей.
Определением от 26.01.2015 арбитражный суд привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрацию МО "Город Саратов" и комитет по управлению имуществом г. Саратова.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми просит взыскать с ответчика задолженность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества за период с января 2012 г. по июнь 2012 г. в размере 36288,81 руб., расходы по уплате государственной пошлины. Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 7 апреля 2015 года по делу N А57-16666/2014 с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счёт средств муниципальной казны МО "Город Саратов" в пользу ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" взыскана задолженность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12 А за период январь - июнь 2012 года в размере 36288,81 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей.
Комитет правового обеспечения администрации МО "Город Саратов" не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 7 апреля 2015 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Податель жалобы полагает, что региональная программа капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, опубликована 31.12.2013, в связи с чем обязанности по выплате взносов на капительный ремонт не возникло.
По мнению апеллянта, ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" не наделено правом на подачу такого рода искового заявления в суд.
Представители МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации Волжского района МО "Город Саратов", комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей истца и заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 16.06.2011, ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: г.Саратов, ул. Весенняя, д. 12А.
Жилые помещения (квартиры) N N 7, 21, 25, 40, 44, 84, 91, 97, 101, 108, 116 в данном доме в период с 01.11.2011 по 01.07.2012 находились в муниципальной собственности МО "Город Саратов", что подтверждается письмом комитета по управлению имуществом г. Саратова от 19.03.2015, а также письмом ООО "ЦН "Соколовогорский" от 23.06.2014 N 23-1.
Кроме того, в муниципальной собственности ранее находились: квартира N 11 (до 15.08.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 26.07.2013 N 6213-13); N 15 (до 08.10.2012, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 17.09.2012 N1431-12); N28 (до 29.05.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 20.05.2013 N 5553-13); квартира N 71 (до 07.02.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 10.01.2013 N2428-13); квартира N72 (до 06.03.2013, переход в частную собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения от 19.02.2013 N 3230-13).
Общая площадь указанных жилых помещений составляет 859,11 квадратных метров.
Собственниками помещений указанного многоквартирного дома на общем собрании 28.11.2011 было принято решение о проведении капитального ремонта данного дома - ремонт инженерных систем холодного и горячего водоснабжения с установкой общедомового прибора учета в соответствии с технической документацией; об избрании (из числа жителей) полномочного представителя собственников по вопросу капитального ремонта - Обижаевой Л.В., наделении её правом подписания договора на капитальный ремонт, подписание (согласование) проектно-сметной документации актов выполненных работ; а также был определён способ и порядок сбора средств на финансирование капитального ремонта - с момента принятия решения по статье "капитальный ремонт" в течение 6 месяцев равными долями до полного погашения суммы, что подтверждается протоколом N 3 от 28.11.2011.
На основании состоявшегося решения Обижаевой Л.В. был заключен с ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" договор б/н от 28.11.2011 на выполнение работ капитального характера, в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2011, на сумму 319570 руб. Определено, что оплата работ производится собственниками в течение 6 месяцев равными долями до полного погашения суммы по 7,04 руб./1 кв. м, исходя из расчёта 319570 руб./7569,8 кв. м. (общая площадь жилых помещений)/6 месяцев.
Во исполнение решения собственников и принятых управляющей организацией обязательств между ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" и ООО "Техпромстрой" был заключен договор подряда N 66/П от 01.11.2011, в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2011, на выполнение указанных работ в объеме и стоимости согласованной с собственниками.
Актом приёмки от 25.12.2011 указанные работы были приняты в эксплуатацию уполномоченными лицами. Оплата выполненных работ произведена ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" подрядчику в полном объёме, что подтверждается платёжными поручениями от 17.01.2012 N 9, от 08.02.2012 N 110, от 20.03.2012 N 275, от 23.03.2012 N 289, от 05.04.2012 N 317, от 05.04.2012 N 280, от 16.05.2012 N 300.
В соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36398, администрация является держателем объектов имущественной части муниципальной казны, по доверенности от имени муниципального образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" в письменной форме с приложением подтверждающих документов уведомила администрацию Волжского района МО "Город Саратов" о необходимости оплаты. Однако оплата муниципальной доли по расходам за уже выполненный капитальный ремонт общего имущества вышеуказанного дома не была осуществлена.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищно-коммунальных услуг послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришёл к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав управления, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно Жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена. Расчёт задолженности заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, в порядке и размере установленном общим собранием собственников и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, в порядке и размере, установленными общим собранием собственников.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере - не вносились.
В соответствии со статьёй 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что МО "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утверждённого решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г.Саратова, утверждённым решением Саратовской Городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ссылку апеллянта на региональную программу капитального ремонта суд считает несостоятельной, поскольку собственник муниципального жилья обязан ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги "капитальный ремонт" в соответствии со статьями 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" не наделено правом на подачу такого рода искового заявления в суд, апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.
Как указано выше, ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: г.Саратов, ул. Весенняя, д. 12А на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 16.06.2011, в соответствии с вышеуказанным порядком управления многоквартирным домом.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК", являясь управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12А, имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
ООО "УК "Первая Волжская ЖЭК" в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию указанных помещений, в том числе и принадлежащих ответчику.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО УК "Первая Волжская ЖЭК" задолженности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу г. Саратов, ул. Весенняя, д. 12 А за период январь - июнь 2012 года в размере 36288,81 рублей.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу комитета правового обеспечения администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2015 года по делу N А57-16666/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16666/2014
Истец: ООО "УК Первая Волжская ЖЭК"
Ответчик: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Волжского района МО "Город Саратов", Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова