г. Казань |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А65-28840/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Ягудина Р.Х., доверенность от 04.12.2014 N 18/15,
ответчика - Бегишева Х.Р., доверенность от 26.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скобкарева Евгения Витальевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 (судья Королева Э.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Александров А.И., Селиверстова Н.А.)
по делу N А65-28840/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657) к индивидуальному предпринимателю Скобкареву Евгению Витальевичу (ОГРНИП 305165013016577, ИНН 165003110587) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Челныводоканал" (далее - ЗАО "Челныводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Скобкареву Евгению Витальевичу (далее - Предприниматель, ответчик) о взыскании 113 678 руб. 89 коп. задолженности и 1380 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2014 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена истца - ЗАО "Челныводоканал" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015, исковые требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с названными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, считая, что судами недостаточно полно и всесторонне изучены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, представленные истцом письменные документы не могут достоверно свидетельствовать о допущенных ответчиком нарушениях. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 12.02.2008 между Обществом (Водоканал) и Предпринимателем (Абонент) был заключен договор на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 104/2778-ВК, предметом которого является отпуск (получение) воды Абоненту (-ом) из системы водоснабжения Водоканала и прием (сброс) сточных вод от Абонента (-ом) в систему канализации.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2 договора Водоканал обязуется обеспечивать Абонента водой, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами; принимать в системы канализации Водоканала хозбытовые сточные воды от Абонента.
Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.8 договора Абонент обязуется соблюдать условия, режимы и лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Водоканала; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и ежемесячно в срок до 30 числа предоставлять Водоканалу результаты этого контроля; производить оплату Водоканалу за полученную воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и в порядке, предусмотренном настоящим договором.
В пункте 5.2 договора предусмотрено, что расчеты Абонента с Водоканалом за услуги по водоснабжению и водоотведению, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, производятся путем выставления Водоканалом платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета Абонента на расчетный счет Водоканала соответствующих денежных сумму в безакцептном порядке или иными формами расчетов, не запрещенными законодательством Российской Федерации. Абонент обязан оплатить выставленные платежные требования и счета-фактуры в трехдневный срок.
Пунктом 10.3 договора определено, что отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя Абонента, имеющего право подписывать акт отбора проб. В случае неявки представителя Абонента или отсутствия у него полномочий на подписание указанного документа, акт отбора проб считается действительным за подписью представителя Водоканала.
10.02.2014 истцом на предприятии ответчика произведен отбор проб сточных вод, что отражено в акте N 74. Присутствовавший при составлении акта представитель ответчика Мацулько В.А. претензий к процедуре отбора проб не имел.
По результатам проведенных анализов проб химико-бактериологической лабораторией по водоотведению составлены протоколы результатов анализов воды N 137 и N 137 (дополнение), согласно которым ответчиком допущено превышение содержания загрязняющих веществ в отводимых в централизованную систему канализации сточных водах.
Истцом ответчику были выставлены счета на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения от 15.08.2014 N 2716 и от 05.09.2014 N 3001, а также счет на оплату за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах от 18.06.2014 N 1922, которые ответчиком не оплачены, несмотря на направленные истцом в его адрес претензии от 09.07.2014 N 92-104-27-4074, от 14.07.2014 N 92-104-27-4155 и информационное письмо от 05.08.2014 N 92-104-27-4604 с уточненным расчетом, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), поэтому в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) внесены изменения, согласно которым с 14.08.2013 утратили силу пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. Остальные пункты Правил N 167 не утратили силу.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 предусматривает, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Ответчик считает, что в спорный период к взаимоотношениям сторон не распространялись требования Правил N 644 и Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), поскольку указанные Правила были обязательны только для абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, а он к этой группе абонентов не относился.
Вместе с тем положениями пунктов 64, 65 и 67 Правил N 167 предусмотрены необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В пункте 65 Правила N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил N 167).
Изложенное свидетельствует о наличии у абонента обязанности соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесение вреда природе.
Сказанное согласуется с правовой позицией законодателя в области водопользования и водоотведения. Так, главой 5 Закона N 416-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, факт сброса ответчиком в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ подтвержден представленными в дело актом отбора проб воды от 10.02.2014 N 74 и протоколами результатов анализов воды N 137 и N 137 (дополнение).
Отбор проб сточных вод удостоверен актом, подписанным представителем ответчика без разногласий, каких-либо замечаний либо возражений не заявлено.
Поскольку доказательств оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации в материалы дела Предпринимателем не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества в заявленном размере.
Результаты отбора проб сточных вод и исходные данные, положенные в основу расчета платы за превышение установленных нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами, ответчиком документально не опровергнуты.
Проверив расчет платы за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, произведенный истцом, суды признали его правильным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов обеих инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 АПК РФ).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу N А65-28840/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 предусматривает, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Ответчик считает, что в спорный период к взаимоотношениям сторон не распространялись требования Правил N 644 и Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), поскольку указанные Правила были обязательны только для абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, а он к этой группе абонентов не относился.
...
Сказанное согласуется с правовой позицией законодателя в области водопользования и водоотведения. Так, главой 5 Закона N 416-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-284/15 по делу N А65-28840/2014