г. Казань |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А55-30064/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-30064/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (ИНН 6311012419, ОГРН 1026300520355), г. Самара к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара, с участием третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в лице Средневолжского филиала Минтранса РФ", г. Москва, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - ОАО "АВиАС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГУП "УВО Минтранса РФ" (далее - третье лицо), об оспаривании предписания от 03.10.2014 N 6 СМ-109 АВ/14.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015, оставленным без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве административный орган, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является субъектом транспортной инфраструктуры, у которого имеется ряд объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), в том числе, автостанция г. Чапаевск.
Указанному ОТИ приказом Федерального дорожного агентства от 04.07.2011 "О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры" присвоена четвертая категория. Уведомление о присвоении категории и внесении категорированных ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и ТС получено Обществом 18.07.2011.
Управлением в период с 15.05.2014 по 05.06.2014 проведена плановая выездная проверка ОАО "АВиАС" на основании Плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2014 год, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ, по результатам которой составлен акт N СМ-48 АВ/14 от 05.06.2014 о выявлении 14 нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, и выданы 13 инспекторских предписаний с требованием устранения выявленных нарушений, в том числе, предписание от 05.06.2014 N 6 СМ-84АВ/14, согласно которому заявителем не обеспечено проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на балансе ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области": автостанции г. Чапаевска и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ - нарушение п. 3, п. 4, п. 5.7 р. 2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42.
Данным предписаниями заявителю предписано в срок до 08.09.2014 устранить нарушение законодательства о транспортной безопасности.
В связи с истечением срока исполнения предписания от 05.06.2014 N 6 СМ-84АВ/14 административным органом 03.10.2014 проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой актом от 03.10.2014 N СМ-85АВ/14 зафиксирован факт неисполнения предписания от 05.06.2014, и выдано новое предписание от 03.10.2014 N 6 СМ-109 АВ/14.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 19.01.2015 устранить допущенное нарушение в виде необеспечения проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на балансе заявителя (автостанции г. Чапаевска) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости - нарушение п. 3, п. 4, п. 5.7 р. 2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42.
ОАО "АВиАС", полагая, что предписание N 6 СМ-109 АВ/14 не соответствует Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), нарушает права общества, возлагая на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Приказом от 08.02.2011 N 42 Минтранс РФ утвердил Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Требования приказа N 42 применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (пункт 3 и 4 Требований N 42).
В соответствии с требованиями действующего законодательства, проведение оценки уязвимости данных ОТИ Общества и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ (в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ) должно было осуществиться еще до 04.10.2011.
Однако на момент проведения проверки данное требование действующего законодательства не исполнено. Результаты проведенной и утвержденной оценки уязвимости указанного ОТИ надзорному органу в ходе проверки не представлены. Данный факт и был зафиксирован в акте проверки от 03.10.2014 N СМ-85АВ/14.
С учётом изложенного судом первой инстанции было указано, что оспариваемое предписание законно и обоснованно выдано с требованием устранения указанного нарушения в разумный и приемлемый по исполнению срок до 19.01.2015 (три месяца).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Как видно из мотивировочной части обжалуемых судебных актов, суды дали полную оценку всем доводам сторон, рассмотрев заявленные требования по существу.
Так, судами отклонен довод заявителя о том, что обеспечение транспортной безопасности ОАО "АВиАС" исполнило путем заключения договора на проведение оценки уязвимости от 03.10.2011 N ТБ-5-2011 со Средневолжским филиалом ФГУП "УВО Минтранса РФ" по 10 объектам, в том числе автостанция г. Чапаевска, указавшими, что выполнение предусмотренной обязанности не исчерпывается лишь фактом заключения договора.
Довод общества о том, что автостанция г. Чапаевска не подлежит категорированию, а поэтому у заявителя отсутствует необходимость проведения оценки уязвимости данного ОТИ, суд кассационной инстанции отклоняет.
В ходе плановой проверки заявителем были предоставлены: приказ генерального директора ОАО "АвиАС" от 30.01.2014 N 5/1 "О консервации автостанции в г. Чапаевск Самарской области", в соответствии с которым данная автостанция законсервирована с 01.02.2014, заявка (заявление) в ФДА ("Росавтодор) об исключении данной автостанции из Реестра категорированных ОТИ и ТС, которое было направлено только 29.05.2014. Данная информация была в обязательном порядке отражена в тексте акта плановой проверки. К моменту вынесения оспариваемого предписания и принятия решения судом данный ОТИ из Реестра в установленном порядке не исключен, категория у ОТИ не отозвана.
Судом было правильно отражено в принятом решении, что со стороны общества обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости в полном и достаточном объеме выполнена не была.
Исключение указанного ОТИ из Реестра 18.05.2015 не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания на момент его непосредственной выдачи в 2014 году, и решения судов первой и апелляционной инстанций на момент их вынесения были абсолютно законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А55-30064/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Приказом от 08.02.2011 N 42 Минтранс РФ утвердил Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Требования приказа N 42 применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (пункт 3 и 4 Требований N 42)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2015 г. N Ф06-1668/15 по делу N А55-30064/2014
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1668/15
29.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8938/15
10.06.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6561/15
31.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30064/14