г. Казань |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А12-33116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Бутова С.В. (доверенность N 9 от 30.12.2014),
ответчика - Никифоровой Е.В. (доверенность N 13 от 17.04.2015),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Жаткина С.А.)
по делу N А12-33116/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукой-Теплотранспортная компания" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (ИНН 3435095885, ОГРН 1083435005917) о взыскании 1 673 816,57 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "Лукойл-ТТК", истец) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (далее - ООО "УК "Флагман-Сервис", ответчик) о взыскании 1 673 816,57 руб. задолженности, с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявления об уменьшении заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области суда от 18.02.2015 по делу N А12-33116/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.06.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области суда от 18.02.2015 по делу N А12-33116/2014 отменил, иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области суда от 18.02.2015.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, неправильное истолкование закона, а также неприменение закона, подлежащее применению.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, коллегия находит, что жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, 01.10.2009 между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Флагман-Сервис" (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 75 с дополнительными соглашениями к нему.
В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и невозвращенную химочищенную воду, а исполнитель обязался принять и оплатить потребленную тепловую энергию и невозвращаемую химочищенную воду (пункт 1.1).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что взыскиваемая задолженность фактически составляла разницу между фактом и нормативом, а поскольку стоимость тепловой энергии, рассчитанная по фактическому объему отпущенной тепловой энергии, и стоимость тепловой энергии, рассчитанная исходя из ежемесячного норматива потребления тепловой энергии, будут являться величинами, соотносимыми друг с другом, только если расчетный период составит 12 месяцев, то в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности только за второй квартал 2014 года следует отказать.
Суд апелляционный инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Волгоградской области суда от 18.02.2015 правомерно исходил из того, что суд первой инстанции не принял во внимание, что истец обратился с иском к ООО "УК "Флагман-Сервис" для взыскания нормативной части задолженности за второй квартал 2014 года, в порядке, предусмотренном соглашением сторон, а не разницы между фактом и нормативом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию.
Как указано судом апелляционной инстанции, во взаимоотношениях между управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг) и потребителями, расчет размера платы за коммунальную услугу "отопление" производится соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов" и Постановлением Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов" Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Постановление N 361-п) установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно пункту 4 Постановления 361-п, действие пункта 1 настоящего постановления распространяется на период с 01 августа 2012 года по 31 декабря 2014 года.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7.
Формула 7 определена подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, которым предусмотрено, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:
Po.i = Si Nt
TT, (руб.)
где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м)
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал.).
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, во взаимоотношениях между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией выставление объемов потребленной тепловой энергии производится исходя показаний ОДПУ, установленных в многоквартирных жилых домах.
Использование показаний ОДПУ обусловлено условиями заключенного между сторонами договора теплоснабжения, а также подпунктом а) пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в соответствии с которым, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с пунктом 6.4 договора от 01.10.2009 N 75, измененного дополнительным соглашением от 07.11.2012 N 3 в редакции протокола урегулирования разногласий от 29.05.2013, исполнитель (потребитель) предоставляет теплоснабжающей организации до 05 числа месяца, следующего за расчетным, ведомости начислений по нормативу и приборам учета по отоплению и горячему водоснабжению, в которых отражено начисление коммунальных услуг, произведенное исполнителем собственникам и нанимателям помещений жилого многоквартирного дома в расчетном месяце, на основании которых будет производиться оплата теплоснабжающей организации за коммунальный ресурс отопление.
Согласно пункту 2.8 договора от 01.10.2009 N 75 измененного дополнительным соглашением от 07.11.2012 N 3 в редакции протокола урегулирования разногласий от 29.05.2013, теплоснабжающая организация обязана передавать исполнителю (потребителю) оформленные со своей стороны: акт приема-передачи (счет-фактуру), подтверждающий фактическое потребление тепловой энергии и теплоносителя ежемесячно до 5 числа месяца следующего за расчетным; акт сверки расчетов ежеквартально (одновременно с актом приема-передачи). Теплоснабжающая организация имеет право требовать возврата надлежаще оформленных со стороны исполнителя (потребителя) акта приёма-передачи и акта сверки расчётов в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, стороны договора согласовали необходимость ежемесячно производить подписание актов приёма-передачи и счетов фактур, фиксирующих фактические показания ОДПУ а также подписывать ведомости начислений по нормативу и приборам учета, отражающее нормативное начисление и показания ИПУ населения, кроме того ежемесячная оплата должна производится исходя из показаний ведомостей, представленных ответчиком.
Согласно доводам истца, изложенным в дополнениях к исковому заявлению, пунктом 5.1. договора от 01.10.2009 N 75 измененного дополнительным соглашением от 07.11.2012 N 3 в редакции протокола урегулирования разногласий от 29.05.2013, учет тепловой энергии и теплоносителя, потребленных исполнителем (потребителем), производится по приборам учета, установленным на границе раздела эксплуатационной ответственности в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Теплоснабжающая организация производит расчеты фактического отпуска тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам на основании показаний общедомовых приборов учета и предоставляет исполнителю в электронном виде "Расчет фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, находящимися на обслуживании исполнителя", произведенный с учетом энтальпий сетевой воды в трубопроводе ГВС, холодной воды, используемой для подпитки систем теплоснабжения на источнике теплоты, которые определяются по средним значениям температур и давлений, измеренным на источнике теплоты, узле учета исполнителя за расчетный период.
Таким образом, согласно доводам истца, не опровергнутых документально ответчиком, смысл измененных условий договора сводится к следующему: стороны фиксируют в актах приема передачи фактический объем потребления, зафиксированный общедомовыми приборами учета, но, в соответствии с условиями договора, оплату ответчик производит в сумме денежных средств, начисленных ответчиком гражданам-потребителям, исходя из норматива (и отраженные в ведомостях). При этом, принимая во внимание нормы действующего законодательства о том, что расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг производятся по показаниям ОДПУ, по итогам годового потребления стороны корректируют разницу между стоимостью зафиксированного приборами учета объема и суммой денежных средств, начисленных гражданам по нормативу в пользу соответствующей стороны.
Расчет основного долга, представленный истцом в материалы дела, был проверен судом апелляционной инстанции. При этом, как следует из оспариваемого судебного акта, содержащаяся в расчете информация соответствует условиям договора и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм материального права при расчете суммы задолженности не установлено и судом кассационной инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно не дана оценка контррасчету ответчика, опровергается материалами дела.
Из мотивировочной части оспариваемого судебного акта усматриваются мотивы суда, по которым расчет ответчика не был принят.
Коллегия данные выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод заявителя жалобы о том, что при принятии оспариваемого судебного акта судом апелляционной инстанции фактически изменен предмет исковых требований, отклоняется судом кассационной инстанции, как не основанный на материалах дела.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе подлежат отклонению, поскольку были предметом всестороннего исследования суда апелляционной инстанций, не влияют на законность принятого судебного акта и не опровергают выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 по делу N А12-33116/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Использование показаний ОДПУ обусловлено условиями заключенного между сторонами договора теплоснабжения, а также подпунктом а) пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в соответствии с которым, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. N Ф06-767/15 по делу N А12-33116/2014