г. Казань |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А06-12018/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2015 (судья Соколова А.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А06-12018/2014
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Володарский район" Астраханской области (ОГРН 1023001538780) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Астраханской области (ОГРН 1023000851719) о взыскании убытков в размере 10 989 руб. 16 коп.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2015 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) за счет казны Российской Федерации в доход Муниципального образования "Володарский район" в лице Администрации Муниципального образования "Володарский район" (далее - Администрация, истец) взыскана сумма убытков в размере 10 989 руб. 16 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с принятием по делу нового судебного акта, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Володарского районного суда Астраханской области от 06.12.2012 в пользу Пановой Ольги Дмитриевны с Администрации взыскано 10 989 руб. 16 коп. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за период 2010-2011 годы, не предоставленной медицинскому работнику Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Володарская центральная районная больница" в виде мер социальной поддержки.
Решение Володарского районного суда Астраханской области вступило в законную силу 09.01.2013.
Платежным поручением от 11.04.2013 N 3824144 Администрация перечислила денежные средства в сумме 10 989 руб. 16 коп. Пановой Ольге Дмитриевне во исполнение вступившего в законную силу решения суда.
Администрация, считая расходы, связанные с исполнением решения суда общей юрисдикции, убытками, обратилось в суд с настоящим иском.
Судом установлено, что до 01.01.2012 муниципальное учреждение здравоохранения "Володарская центральная районная больница" находилась в ведении Администрации.
В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 05.12.2011 N 533-Пр "О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципального учреждения здравоохранения "Володарская центральная районная больница", на основании акта приема-передачи от 29.12.2011 из муниципальной собственности Володарского района в государственную собственность Астраханской области передан имущественный комплекс Володарской больницы. Согласно распоряжению Министерства здравоохранения Астраханской области от 30.01.2012 N 26р "Об организационных мероприятиях, связанных с переименованием государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области" муниципальное учреждение здравоохранения "Володарская центральная районная больница" переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Володарская центральная районная больница".
В обоснование вывода об удовлетворении иска суды указали следующее.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (пункты 1, 5 статьи 19, пункт 3 статьи 20 данного Закона).
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия, в частности, федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия, в частности, муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и такие расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти (пункты 1, 2 статьи 140 БК РФ)
В силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) части 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу. При этом статья 63 Основ дополнена частями 4 - 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом суд признал, что полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01.01.2005 мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Закона N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее представлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых названным Федеральным законом нормах, он не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным нормативным правовым актом.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 153 названного федерального закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием названного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004;
- при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со статьей 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Суд указал, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения Законом N 131-ФЗ не отнесено к вопросам местного значения, а Российская Федерация в установленном статьей 19 указанного закона порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не передавала муниципальным образованиям государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, с передачей необходимых финансовых средств.
Суд пришел к выводу, что расходные обязательства у муниципального образования в указанной сфере не возникли. Передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Вступившим в законную силу решением Володарского районного суда Астраханской области от 06.12.2012 установлено, что решением Совета муниципального образования "Володарский район" от 27.05.2010 меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, предусмотренные постановлением главы Администрации от 28.05.2009, проживающим с ними членам семей было приостановлено со второго квартала 2010 года.
Решение Совета муниципального образования "Володарский район" от 27.05.2010 N 69 о приостановлении мер социальной защиты признано недействующим со дня его принятия апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2012.
Володарская центральная районная больница до 01.01.2012 являлась муниципальным учреждением здравоохранения (МУЗ "Володарская центральная районная больница"), учредителем согласно Уставу являлась Администрация.
С января 2012 года названное учреждение здравоохранения стало Государственным бюджетным (ГБУЗ "Володарская центральная районная больница").
Володарский районный суд Астраханской области от 06.12.2012, рассмотрел иск медицинского работника Пановой Ольги Дмитриевны к Администрации о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за 2010-1011 годы на основании постановления Администрации от 18.11.2009 и постановления главы Администрации от 28.05.2009.
Суд признал, что задолженность по иску образовалась в тот период, когда обязанность по сохранению медицинскими работниками, проживающим в сельской местности, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы местного самоуправления в силу Закона N 122-ФЗ.
Названное решение вступило в законную силу и исполнено.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты обязательны.
В порядке статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу требований статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не доказано, что ему причинены убытки ответчиком. Из судебного акта, на который истец ссылается в обоснование иска, также не следует, что судом была признана вина ответчика и обстоятельства необходимые для взыскания убытков.
Суд кассационной инстанции, проверив соответствие выводов судов обстоятельствам дела и исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "Володарский район" Астраханской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А06-12018/2014 отменить.
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Володарский район" Астраханской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Астраханской области о взыскании убытков в сумме 10 989 руб. 16 коп. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд указал, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения Законом N 131-ФЗ не отнесено к вопросам местного значения, а Российская Федерация в установленном статьей 19 указанного закона порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не передавала муниципальным образованиям государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, с передачей необходимых финансовых средств.
...
Суд признал, что задолженность по иску образовалась в тот период, когда обязанность по сохранению медицинскими работниками, проживающим в сельской местности, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы местного самоуправления в силу Закона N 122-ФЗ.
...
В силу требований статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не доказано, что ему причинены убытки ответчиком. Из судебного акта, на который истец ссылается в обоснование иска, также не следует, что судом была признана вина ответчика и обстоятельства необходимые для взыскания убытков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2015 г. N Ф06-909/15 по делу N А06-12018/2014