г. Казань |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А12-39427/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЛИК" - Эрендженовой С.Б., доверенность от 22.01.2014,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя Коваля Николая Васильевича - извещен надлежащим образом,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - извещено надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2015 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-39427/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИК", г. Волгоград (ИНН 3443117243, ОГРН 1123443004299), индивидуального предпринимателя Коваля Николая Васильевича, г. Волгоград (ИНН 760304991287, ОГРНИП 306344311600016) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596), заинтересованные лица: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, г. Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Чистая Земля", Волгоградская область, г. Камышин,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИК" (далее - ООО "ЛИК", общество, заявитель), индивидуальный предприниматель Коваль Николай Васильевич (далее - ИП Коваль Н.В., предприниматель) обратились в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, управление, антимонопольный орган) от 31.07.2014 по делу N 13-01-11-07/683 в части признания ИП Коваля Н.В., ООО "ЛИК" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по факту заключения соглашения, приведшего к поддержанию цен на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку говядины от молодняка крупного рогатого скота категории "хорошая" класса Г подкласса 1 в полутушах и четвертинах массой туш не менее 175 килограмм замороженная ГОСТ Р 54315-2011 (реестровый номер заказа 0129100005413000005) (закупка производится для нужд обороны страны и безопасности государства), в части выдачи ИП Ковалю Н.В., ООО "ЛИК" обязательного для исполнения предписания, а также пункты 1 и 2 предписания УФАС по Волгоградской области от 31.07.2014 по делу N 13-01-11-07/683 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области (далее - УФСИН по Волгоградской области), общество с ограниченной ответственностью "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" (далее - ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2015 оставлено без изменения.
УФАС по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании отклонила кассационную жалобу, просила оставить судебные акты без изменения.
ИП Коваль Н.В., УФАС по Волгоградской области и заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ИП Коваля Н.В., УФАС по Волгоградской области и заинтересованных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 10.04.2013 государственным заказчиком УФСИН по Волгоградской области объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку говядины от молодняка крупного рогатого скота категории "хорошая" класса Г подкласса 1 в полутушах и четвертинах массой туш не менее 175 килограмм замороженная ГОСТ Р 54315-2011 (реестровый номер заказа 0129100005413000005) (закупка производится для нужд обороны страны и безопасности государства), с начальной (максимальной) ценой контракта: 2 988 000 руб., посредством размещения извещения о проведении указанного открытого аукциона в электронной форме, аукционной документации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. Аукцион проводился на электронной площадке закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru/.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены 17.04.2013 в 18 часов 00 минут (по местному времени); дата окончания срока рассмотрения заявок: 19.04.2013; дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 22.04.2013 в 10 часов 55 минут (по местному времени). Размер обеспечения заявки на участие в аукционе установлен в сумме 29 880 руб. Размер обеспечения исполнения контракта установлен в сумме 89 640 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 19.04.2013 для участия в аукционе подано и допущено 9 заявок от участников размещения заказа.
Участие в аукционе на электронной площадке 22.04.2013 приняли 4 участника размещения заказа: ИП Коваль Н.В. (порядковый участника 3, защищенный номер заявки 4742533); ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" (порядковый номер участника 5, защищенный номер заявки 4748089), ООО "ЛИК" (порядковый номер участника 6, защищенный номер заявки 158), ООО "Торговый дом "ДиетЭкс" (порядковый номер участника 8, щенный номер заявки 4756825).
УФСИН по Волгоградской области обратилось в УФАС по Волгоградской области с заявлением от 25.09.2013 на действия участников открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку говядины от молодняка крупного рогатого скота категории "хорошая" класса Г подкласса 1 в полутушах и четвертинах массой туш не менее 175 килограмм замороженная ГОСТ Р 54315-2011, указав на нетипичное и неразумное поведение участников аукциона при проведении указанного открытого аукциона в электронной форме, о наличии признаков сговоров между участниками аукциона.
Рассмотрев поступившее заявление, УФАС по Волгоградской области вынесло решение от 31.07.2014 по делу N 13-01-11-07/683 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признало ИП Коваля Н.В., ООО "ЛИК", ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции по факту заключении соглашения, приведшего к поддержанию цен на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку говядины от молодняка крупного рогатого скота категории "хорошая" класса Г подкласса 1 в полутушах и четвертинах массой туш не менее 175 килограмм замороженная ГОСТ Р 54315-2011 (реестровый номер заказа 0129100005413000005).
В соответствии с пунктом 2 указанного решения от 31.07.2014 по делу N 13-01-11-07/683 ИП Ковалю Н.В., ООО "ЛИК", ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" выдано предписание от 31.07.2014 по делу N 13-01-11-07/683 о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием, ИП Коваль Н.В., ООО "ЛИК" обратились в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что антимонопольный орган не представил в материалы дела необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о заключении соглашения и согласованности действий ООО "ЛИК" и ИП Коваля Н.В., приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу пункта 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно положениям части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласованными действиями могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии, указанные законом и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Проанализировав указанные положения законодательства о конкуренции, судебные инстанции обоснованно указали, что квалификация поведения хозяйствующих субъектов по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции как противоправных действий предполагает установление антимонопольным органом таких факторов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и снижением цены на торгах, соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга.
В данном случае квалифицирующими признаками применительно к названной норме выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и такими последствиями.
Судами установлено, что по результатам проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена до 1 929 646,86 руб. (более чем на 35 процентов).
В завершение аукциона ООО "Торговый Дом "ДиетЭкс" подано ценовое предложение, равное 2 954 800 руб., ООО "ЛИК" подано ценовое предложение, равное 2 946 500 рублей.
Всего в ходе аукциона участниками размещения заказа сделано 12 ценовых предложений.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме (рассмотрения вторых частей заявок) от 24.04.2013 заявка ИП Коваля Н.В. признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с тем, что в аукционе может участвовать только юридическое лицо, каковым ИП Коваль Н.В. не является.
Вторые части заявок иных участников размещения заказа признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
По итогам аукциона ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" с ценовым предложением 1 929 646,86 руб. признано победителем аукциона, заявке ООО "ЛИК" с ценовым предложением 2 946 500 руб. присвоен второй номер.
Впоследствии ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" отказалось от заключения государственного контракта.
В результате 28.05.2013 государственный контракт N 0129100005413000005-0000749-03 был заключен с ООО "ЛИК" по цене второго предложения - 2 946 500 руб., который в настоящий момент исполнен.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между ИП Ковалем Н.В., ООО "ЛИК", ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" устного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах, заключения ООО "ЛИК" контракта по максимально выгодной цене с учетом ценовых предложений добросовестных участников. Все ценовые предложения ИП Коваля Н.В., ООО "ЛИК" совершены с одного IP адреса-IP 176.212.103.232.
Вместе с тем, судами установлено, что кроме ИП Коваля Н.В., ООО "ЛИК" и ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" в аукционе принимали участие иные юридические лица, к которым у антимонопольного органа нет претензий. Всего подано 9 заявок, из которых допущено к участию только 4, в том числе ИП Коваль Н.В., ООО "ЛИК", ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" и ООО "Торговый дом "ДиетЭкс". Никаких ограничений для участия в аукционе для иных лиц никем из заявителей не создавалось.
Отношения, связанные с размещением заказов для государственных нужд в период проведения аукциона регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии со статьей 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном данной главой.
Как следует из протокола проведения аукциона в электронной форме, аукцион начался 22.04.2013 года в 10 часов 55 минут. После начала аукциона 22.04.2013 ИП Ковалем Н.В. подано четыре предложения по цене контракта, в том числе по суммам 2 838 600 руб., 2 539 800 руб., 2 242 591,24 руб. и 1 944 586,86 рублей. ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" подано пять заявок.
После заявки ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля", предложившего цену 1 929 646,86 руб., с учетом предварительной стоимости приобретения указанного товара, ИП Коваль Н.В. отказался от дальнейшего участия в аукционе.
ООО "ЛИК" подано два предложения с ценой 2 973 060 руб. (в 10 часов 55 минут) и с ценой 2 946 500 руб. (в 11 часов 17 минут). При этом второе предложение в соответствии с частями 11 и 12 статьи 41.10 Закона о размещении заказов направлено обществом уже после окончания аукциона (11 часов 07 минут), а также после предложения ООО "Торговый дом "ДиетЭкс", которым уже после снижения цены до 1 929 646,86 руб., подано ценовое предложение, равное 2 954 800 рублей. При этом, как верно отметили суды, в отношении действий указанного общества антимонопольным органом не было сделано выводов как направленных на заключение контракта по максимально выгодной цене.
В результате победителем аукциона стало ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" с предложенной им ценой контракта в размере 1 929 646,86 рублей.
Из представленных суду ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" письменных пояснений следует, что у общества не было намерения участвовать в аукционе, а лицо, принимавшее участие в данном аукционе от имени ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля", не имело на то соответствующих полномочий.
Как установлено судами, о том, что ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" уклонилось от подписания контракта ООО "ЛИК" узнало в ходе рассмотрения антимонопольного дела, обратного антимонопольным органом не доказано.
В мае 2013 года в адрес ООО "ЛИК" поступил на подписание государственный контракт N 0129100005413000005-0000749-03, который заключен 28.05.2013 по цене второго предложения общества - 2 946 500 руб. и в настоящий момент исполнен.
Как следует из материалов дела, ООО "Инженерный Технический Центр "Чистая Земля" предложило цену 1 929 646,86 руб., что составляет 116,24 руб. за один килограмм необходимого к поставке товара. С учетом предварительной стоимости приобретения указанного товара заключение контракта по более низкой цене не представляло интереса для ИП Коваля Н.В., в связи с чем он отказался от дальнейшего участия в аукционе.
С учетом возможностей ООО "ЛИК" и рентабельности условий сделки обществом подано два предложения с ценой 2 973 060 руб. (в 10 часов 55 минут) и с ценой 2 946 500 руб. (в 11 часов 17 минут), так как в тот же период общество поставляло мясо по цене не ниже 180 рублей за 1 килограмм.
Судами правомерно указано, что если участники аукциона посчитали дальнейшее снижение начальной цены контракта нецелесообразным, указанное обстоятельство не может свидетельствовать о единообразии в их действиях, наличии определенной согласованности, заключении антиконкурентного соглашения.
Признание аукционной комиссией заявки ИП Коваля Н.В. не соответствующей требованиям аукциона, поскольку, участником аукциона может быть только юридическое лицо, не образует состава нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов и не означает наличия каких-либо соглашений с остальными участниками проводимых торгов.
Довод антимонопольного органа о том, что ООО "ЛИК" и ИП Коваль Н.В. выходили на электронную торговую площадку с одних и тех же IP-адресов, также не свидетельствует о наличии соглашения между указанными лицами, поскольку при исследовании этого обстоятельства управление ограничилось лишь ответом ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" без учета структуры построения сети, способа выхода в сеть передачи данных (проводной, беспроводной), которая может быть самой разнообразной, в том числе изначально предполагающей свободный доступ третьим лицам.
Кроме того, судами установлено, что руководитель ООО "ЛИК" Коваль Е.Г. является супругой ИП Коваля Н.В.
При этом, Законом о размещении заказов не запрещается супругам участвовать в одних и тех же торгах и действовать при этом в собственных интересах.
Поскольку соглашение должно преследовать для сторон определенные экономические последствия (выгоду), антимонопольный орган должен доказать, что лицами, которые признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона защите конкуренции, получена какая-либо выгода от результатов проведенных аукционов.
Однако доказательства, подтверждающие получение указанными лицами какой-либо материальной выгоды, намерений и возможности ее получения, антимонопольным органом не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом не представлены необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о заключении соглашения и согласованности действий, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом суды правомерно признали решение и предписание УФАС по Волгоградской области в оспариваемой части недействительными.
Довод УФАС по Волгоградской области и УФСИН по Волгоградской области о том, что ИП Коваль Н.В., зная о возможности участия в аукционах, проводимых в целях закупки для нужд обороны страны и безопасности государства, только юридических лиц, неоднократно принимал участие в подобных аукционах и в последствии его заявки признавались несоответствующими требованиям аукциона, правомерно отклонен судами, поскольку также не свидетельствует о согласованности действий участников рассматриваемого аукциона. Более того, как следует из представленных УФСИН по Волгоградской области в материалы дела иных протоколов электронных аукционов, в них помимо ИП Коваль Н.В. принимали участие иные предприниматели, заявки которых также по результатам подведения итогов аукционов признавались несоответствующими требованиям документации об аукционе, что опровергает довод управления об участии ИП Коваль Н.В. в аукционах только для цели снижения ценовых предложений.
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 по делу N А12-39427/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признание аукционной комиссией заявки ИП Коваля Н.В. не соответствующей требованиям аукциона, поскольку, участником аукциона может быть только юридическое лицо, не образует состава нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов и не означает наличия каких-либо соглашений с остальными участниками проводимых торгов.
Довод антимонопольного органа о том, что ООО "ЛИК" и ИП Коваль Н.В. выходили на электронную торговую площадку с одних и тех же IP-адресов, также не свидетельствует о наличии соглашения между указанными лицами, поскольку при исследовании этого обстоятельства управление ограничилось лишь ответом ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" без учета структуры построения сети, способа выхода в сеть передачи данных (проводной, беспроводной), которая может быть самой разнообразной, в том числе изначально предполагающей свободный доступ третьим лицам.
Кроме того, судами установлено, что руководитель ООО "ЛИК" Коваль Е.Г. является супругой ИП Коваля Н.В.
При этом, Законом о размещении заказов не запрещается супругам участвовать в одних и тех же торгах и действовать при этом в собственных интересах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2015 г. N Ф06-1354/15 по делу N А12-39427/2014