г. Казань |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А55-3023/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
третьего лица - Романовой В.Ю. (доверенность от 30.01.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР", Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-3023/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица - Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "ДАР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 12.01.2015 N 01/086/2014-142 об отказе в государственной регистрации договора от 07.11.2014 N 934 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707001:4502, площадью 6474 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, по ул. Молодежной/ул. Г.Димитрова, и об обязании произвести государственную регистрацию указанного договора аренды.
Определением от 18.02.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметы спора, Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Общество и Министерство просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильны применением апелляционным судом норм материального права. Заявители жалоб указывают, что процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с подачи в установленном порядке заявления о выборе земельного участка (20.11.2008), в связи с чем основания для применения принятого впоследствии постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, которым установлен перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, отсутствовали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления Общества от 20.11.2008 распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.11.2013 N РД-1272 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова в Промышленном районе г Самары для строительства административно-общественного центра.
Приказом Министерства от 23.06.2014 N 258 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6474 кв. м для строительства административно-общественного центра по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова в Промышленном районе г. Самары и предварительно согласовано место размещения объекта.
Приказом Министерства от 03.10.2014 N 388-п Обществу в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок площадью 6474 кв. м (кадастровый номер 63:01:0707001:4502), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, по улице Молодежной/улице Георгия Димитрова, для строительства административно-общественного центра.
Между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды от 07.11.2014 N 934 указанного земельного участка, сроком до 02.10.2019.
На заявление Общества и Министерства от 24.11.2014 о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка Управление Росреестра сообщением от 12.01.2015 N 01/086/2014-142 отказало в регистрации договора на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", со ссылкой на то, что не соблюдена процедура предоставления земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 639).
Общество, полагая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации не основан на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административная процедура предоставления спорного земельного участка была начата до вступления в законную силу Постановления N 639, в связи с чем, его положения не применимы к спорному случаю.
Отменяя решение суда первой инстанции и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015, далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В спорном случае Общество до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения Постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу Постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
Сам факт подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка до принятия субъектом Российской Федерации иного порядка предоставления земельного участка (только на торгах) не исключает применение Постановления N 639, поскольку решение об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта было принято уже после вступления в силу указанного Постановления N 639.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014 и от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014
При таких обстоятельствах отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А55-3023/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплева |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
...
Сам факт подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка до принятия субъектом Российской Федерации иного порядка предоставления земельного участка (только на торгах) не исключает применение Постановления N 639, поскольку решение об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта было принято уже после вступления в силу указанного Постановления N 639.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014 и от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2015 г. N Ф06-2090/15 по делу N А55-3023/2015