г. Казань |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А57-27286/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2015 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Жаткина С.А.)
по делу N А57-27286/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании 83 318 руб. 31 коп. задолженности за тепловую энергию (в том числе ОДН) за период с 01.11.2011 по 31.10.2014, 3640 руб.89 коп. за электроэнергию ОДН за период с 01.09.2012 по 31.09.2014, 0,74 руб. за холодное водоснабжение ОДН за период с 01.09.2012 по 31.10.2014, с участием третьих лиц: муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом г. Саратова,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании 83 318 руб. 31 коп. задолженности за тепловую энергию (в том числе ОДН) за период с 01.11.2011 по 31.10.2014, 3640 руб. 89 коп. задолженности за электроэнергию ОДН за период с 01.09.2012 по 31.09.2014, 0,74 руб. задолженности за холодное водоснабжение ОДН за период с 01.09.2012 по 31.10.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015, исковые требования удовлетворены. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района г. Саратов взыскано 83 318 руб. 31 коп. задолженности по нежилому помещению в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной за тепловую энергию (в том числе ОДН) за период с 01.11.2011 по 31.10.2014, 3640 руб. 89 коп. за электроэнергию ОДН за период с 01.09.2012 по 31.09.2014, 0,74 руб. за холодное водоснабжение ОДН за период с 01.09.2012 по 31.10.2014.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством (субсидии на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов), не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, жилой дом N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове, входит в состав ТСЖ "Днепр-2004". Данный дом обслуживается АТСЖ Ленинского района и на основании договора от 10.01.2006, в соответствии с которым ТСЖ "Днепр-2004" передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр -2004", в том числе и дом N 4 по ул. Перспективной.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.12.2013 к договору от 10.01.2006, продлившим срок действия договора от 10.01.2006, и условиями данного договора АТСЖ вправе от своего имени, но в интересах ТСЖ "Днепр-2004" взыскивать задолженность по оплате за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, по плате за коммунальные услуги и пени за просрочку платежа.
МО "Город Саратов" является собственником нежилого помещения общей площадью 106 кв. м в доме N 4 по ул. Перспективной.
Согласно сведениям, представленным суду КУИ г. Саратова, между КУИ г. Саратова и ООО "Пего-Плюс" был заключен договор аренды нежилого помещения от 27.03.2008 N 880/4, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, д. 4 общей площадью 106 кв. м, данный договор был расторгнут КУИ г. Саратова с 11.01.2010.
Таким образом, в спорном периоде МО "Город Саратов" являлось собственником и единственным владельцем нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, д. 4, общей площадью 106 кв.м.
Ненадлежащее исполнение ответчиком, как собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Днепр -2004", и находящемся в обслуживании АТСЖ Ленинского района, обязательств по оплате коммунальных платежей послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды.
Как установлено судами, АТСЖ Ленинского района, являясь управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу, имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
АТСЖ Ленинского района в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию помещений в доме N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове, в том числе и принадлежащих ответчику.
Поставщиком услуги по поставке тепловой энергии по данному жилому фонду является ОАО "Волжская ТГК"; по поставке холодного водоснабжения - МУПП "Саратовводоканал"; по поставке электроэнергии - ООО "СПГЭС".
Истцом представлены в материалы дела доказательства наличия договорных отношений между АТСЖ Ленинского района и ОАО "Волжская ТГК", МУПП "Саратовводоканал", ООО "СПГЭС".
Кроме того, представлены доказательства выставления счетов-фактур на оплату тепловой энергии в горячей воде (отопление) в спорный период, расчетные ведомости за спорный период, в которые включен и многоквартирный дом N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиком не опровергнут, встречного расчета не представлено.
Доказательств того, что истец не исполнял предусмотренные договором и нормами ЖК РФ обязательства либо получил от ответчика плату в счет этих обязательств, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что МО "Город Саратов" обязано осуществлять платежи, связанные с оплатой тепловой энергии на ОДН, электроэнергией ОДН, холодным водоснабжением ОДН в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном жилищным законодательством и заключенными договорами истца с поставщиками. Указанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам, как члена указанных ТСЖ, заключивших договоры с истцом.
Доводы Комитета по финансам о том, что он является ненадлежащим ответчиком, обоснованно отклонены.
Спорные помещения являются объектами муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу закона муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (в редакции от 26.05.2011), Комитет по финансам является финансовым органом МО "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета МО "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения о Комитете по финансам в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации МО "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
Пунктами 3.3, 3.23 названного Положения предусмотрено, что Комитет по финансам организует исполнение бюджета, является главным администратором доходов бюджета.
По условиям пункта 3.44 Положения о Комитете по финансам последний выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
На основании пункта 3.45 указанного Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени МО "Город Саратов", в рассматриваемом случае является Комитет по финансам.
Следовательно, взыскание долга обоснованно произведено с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009) разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А57-27286/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009) разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2015 г. N Ф06-2776/15 по делу N А57-27286/2014