г. Казань |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А49-3398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллин Л.Ф.,
судей Егорова М.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.05.2015 (судья Колдомасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судей Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-3398/2015
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (ИНН 5836010554, ОГРН 1025801353775) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области об оспаривании решения, третье лицо - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (далее - территориальный орган статистики) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области (далее - пенсионный фонд, фонд) от 30.12.2014 N 068/035/515-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления 20 068 рублей 09 коп страховых взносов, взыскания 4013 рублей 59 копеек штрафа и соответствующих сумм пеней, а также об обязании фонд устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области (далее - отделение фонда).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка территориального органа статистики по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 01.12.2014 N 068/035/515-2014.
В ходе проверки фондом установлено занижение заявителем объекта обложения страховыми взносами на общую сумму 70 752 рублей 66 копеек (22 352 рублей 47 копеек за 2011 год, 28 654 рублей 11 копеек за 2012 год и 19 746 рублей 08 копеек за 2013 год), вследствие невключения среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
По мнению пенсионного фонда, вышеуказанное нарушение привело к неполной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 20 068 рублей 09 копеек.
Решением фонда от 30.12.2014 N 068/035/515-2014 территориальный орган статистики привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде взыскания 4796 рублей 25 копеек штрафа за неполную уплату страховых взносов. Кроме того, территориальному органу статистики предложено уплатить 23 981 рублей 24 копеек недоимки, том числе 15 121 рублей 44 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 4 538 рублей 45 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, 3824 рублей 69 копеек - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 496 рублей 66 копеек - страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также 1537 рублей 57 копеек пени по состоянию на 31.12.2013.
Решение пенсионного фонда в части включения в базу для начисления страховых взносов сумм выплат, связанных с оплатой работнику дополнительных дней отдыха по уходу за детьми-инвалидами было обжаловано территориальным органом статистики в отделение фонда, которое оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением пенсионного фонда в оспариваемой части, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В силу части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Закон N 213-ФЗ), с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, как правомерно отмечено судами, поскольку оплата дополнительных выходных дней работникам, имеющим детей-инвалидов, осуществляется вне рамок трудовых отношений, и в силу требований федерального законодательства производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеет социальную направленность, то указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Поэтому у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления территориальному органу статистики страховых взносов за 2011-2013 годы по спорному эпизоду. В связи с этим суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка пенсионного фонда на письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку данные документы не носят нормативно-правового характера.
Довод фонда о том, что судами не принято во внимание часть 17 статьи 37 Закона N 213-ФЗ редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку данная редакция действует с 01.01.2015 и не относится к рассматриваемому периоду.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А49-3398/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Закон N 213-ФЗ), с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
...
Довод фонда о том, что судами не принято во внимание часть 17 статьи 37 Закона N 213-ФЗ редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку данная редакция действует с 01.01.2015 и не относится к рассматриваемому периоду."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2015 г. N Ф06-3055/15 по делу N А49-3398/2015