г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А65-2571/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, - Рачковой - Чукиной Т.С. доверенность от 05.10.2015 N 8910/ИК,
заявителя муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Рачковой - Чукиной Т.С. доверенность от 10.09.2015 N 13789/юзио-исх,
ответчика - Миначова Р.А. доверенность от 17.06.2015 N АГ-02/9170,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2015 (судья Аппакова Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-2571/2015
по заявлению исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 25.12.2014 по делу N 06-280/2014, при участии третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - исполнительный комитет, заявитель), муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - комитет земельных и имущественных отношений, заявитель) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 25.12.2014 по делу N 06-280/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, в удовлетворении заявлений отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, исполнительный комитет и комитет земельных и имущественных отношений обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 25.12.2014 комиссией антимонопольного органа вынесено решение по делу N 06-280/2014, по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Метроэлектротранс" (далее - МУП "Метроэлектротранс") части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ), выразившегося в заключении договоров аренды нежилых помещений, расположенных в переходах станции метро, принадлежащих на праве хозяйственного ведения МУП "Метроэлектротранс", без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; по признакам нарушения исполнительным комитетом части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившееся в установлении запрета на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; по признакам нарушения комитетом земельных и имущественных отношений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии по осуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, что привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке.
В связи с выявленными нарушениями антимонопольный орган выдал предписание по делу от 25.12.2014 N 06-280/2014, в котором МУП "Метроэлектротранс" предписано не позднее 60 дней со дня получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, а именно: провести торги на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных в переходах станций метро "Авиастроительная", "Северный вокзал", "Яшьлек", "Козья Слобода", "Кремлевская", "Площадь Тукая", "Аметьево", "Горки", "Суконная Слобода", в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По настоящему делу установлено, что в адрес антимонопольного органа через общественную палату Республики Татарстан поступило обращение председателя Татарского территориального (регионального) союза Объединения профсоюзов России на действия МУП "Метроэлектротранс", в ходе рассмотрения которого установлено, что МУП "Метроэлектротранс", в нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключены договоры аренды нежилых помещений от 01.03.2013 N 32, площадью 15,0 кв.м, с индивидуальным предпринимателем Зоирбековой Чулпан Абдул-Бариевной; от 01.03.2013 N 33, площадью 15,0 кв.м, с индивидуальным предпринимателем Зоирбековым Зоирбеком Ошурбековичем; от 01.03.2013 N 56, площадью 14,5 кв.м, с обществом с ограниченной ответственностью "Гелиос"; от 01.03.2013 N 61, площадью 14,5 кв.м, с индивидуальным предпринимателем Кургановым Русланом Ильдусовичем; от 01.04.2013 N 106, площадью 16,5 кв.м, с обществом с ограниченной ответственностью "Пресс-Сервис"; от 01.04.2013 N 103, площадью 16,5 кв.м, с обществом с ограниченной ответственностью "Мир Прессы Регион"; от 31.07.2013 N 143, площадью 12,4 кв.м, с индивидуальным предпринимателем Посадской Татьяной Петровной, от 01.07.2013 N 118, площадью 16,2 кв.м, с индивидуальным предпринимателем Иксановым Маратом Рамилевичем, расположенных в переходе станции метро "Проспект Победы" в г. Казани, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП "Метроэлектротранс", без проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды в отношении муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В статье 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ перечислен исчерпывающий перечень исключений, которые дозволяют заключение договоров аренды вне конкурсного или аукционного порядка. При этом данная норма права не включает в указанный перечень обстоятельства, указанные заявителями в качестве оснований для заключения договоров аренды нежилых помещений, расположенных в переходе станции метро "Проспект Победы" в г. Казани, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Метроэлектротранс".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ, приказом УФАС России по Республике Татарстан от 15.07.2014 N 02/252-к было возбуждено дело N 06-280/2014 по признакам нарушения МУП "Метроэлектротранс" части 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в заключении договоров аренды нежилых помещений от 01.03.2013 N 32 с индивидуальным предпринимателем Зоирбековой Чулпан АбдулБариевной, от 01.03.2013 N 33, с индивидуальным предпринимателем Зоирбековым Зоирбеком Ошурбековичем, от 01.03.2013 N 56, с обществом с ограниченной ответственностью "Гелиос", от 01.03.2013 N 61 с индивидуальным предпринимателем Бургановым Русланом Ильдусовичем, от 01.04.2013 N 106 с обществом с ограниченной ответственностью "Пресс-Сервис", от 01.04.2013N 103, с обществом с ограниченной ответственностью "Мир Прессы Регион", от 31.07.2013 N 143, с индивидуальным предпринимателем Посадской Татьяной Петровной, от 01.07.2013 с индивидуальным предпринимателем Иксановым Маратом Рамилевичем, расположенных в переходе станции метро "Проспект Победы", принадлежащем на праве хозяйственного ведения МУП "Метроэлектротранс", без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 06-280/2014 было установлено, что исходящими письмами от 08.07.2014 N 5472/ИК, от 16.10.2014 N 8563/ИК исполнительный комитет наложил запрет на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена.
На основании указанных обстоятельств в настоящее время не могут быть проведены торги по реализации нежилых помещений, расположенных в переходах станции метро, договоры аренды, заключенные с нарушением антимонопольного законодательства, продолжают действовать.
С учетом указанных фактов исполнительный комитет был привлечен судом к участию в рассмотрении дела N 06-280/2014 в качестве ответчика. Также в качестве ответчика к участию в рассмотрении дела N 06-280/2014 был привлечен комитет земельных и имущественных отношений.
Исследовав предоставленные документы, комиссия УФАС России по Республике Татарстан пришла к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношений принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
По настоящему делу установлено, что в нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ МУП "Метроэлектротранс" заключены вышеуказанные договоры аренды нежилых помещений.
МУП "Метроэлектротранс" были созданы конкурентные преимущества указанным арендатором путем предоставления муниципального имущества в соответствии с договором аренды без проведения торгов.
В связи с изложенным МУП "Метроэлектротранс" допущено нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
МУП "Метроэлектротранс" была представлена информация, что в марте, мае 2014 года были проведены торги на право заключения договоров аренды нежилых помещений, расположенных в переходе станции метро "Проспект Победы" в г. Казани, в соответствии с требованиями части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако в нарушение положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Метроэлектротранс" были заключены, продлены, либо изменены условия договоров аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных в переходах станций метро "Авиастроительная", "Северный вокзал", "Яшьлек", "Козья Слобода", "Кремлевская", "Площадь Тукая", "Аметьево", "Горки", "Суконная Слобода" без проведения торгов.
Предоставление указанных помещений, в соответствии с требованиями части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании торгов, в настоящее время не представляется возможным, поскольку исходящими письмами от 08.07.2014 N 5472/ИК, от 16.10.2014 N 8563/ИК исполнительный комитет наложил запрет на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена.
На основании указанных обстоятельств, в настоящее время не могут быть проведены торги по реализации нежилых помещений, расположенных в переходах станции метро, договоры аренды, заключенные с нарушением антимонопольного законодательства, продолжают действовать.
Какие-либо правовые основания в установлении запрета на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена у исполнительного комитета отсутствуют.
Никаких документов подтверждающих данный факт исполнительным комитетом не представлено.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, судами установлено, что действия исполнительного комитета являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении запрета на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно позиции антимонопольного органа, изложенной в письме от 20.03.2009 N АЦ/7391 "О разъяснении вопросов применения антимонопольного законодательства" в соответствии со статьями 295-297 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 18 и 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения, за которыми государственное или муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом с согласия (по заданию) собственника.
Дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а равно бездействие по осуществлению контроля за использованием переданного муниципального имущества целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения (то есть права собственности) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с положением о комитете земельных и имущественных отношений, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3, предметом и целью деятельности комитета земельных и имущественных отношений является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности г. Казани.
Пунктом 3.1.22 Положения закреплено полномочие комитета земельных и имущественных отношений, выступать от имени муниципального образования учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации муниципальных унитарных предприятий, а также учредителем иных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях упорядочения процедуры сдачи в аренду объектов муниципального недвижимого имущества, закрепленных за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) - на праве оперативного управления постановлением исполнительного комитета муниципального образования от 07.06.2011 N 3007 утвержден порядок согласования сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
Для согласования сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение представляют в комитете земельных и имущественных отношений заявление, к которому прилагаются соответствующие документы.
Так, муниципальное имущество - нежилые помещения, расположенные в переходах станций метро, переданы МУП "Метроэлектротранс" на основании договора хозяйственного ведения. За нарушение условий договора хозяйственного ведения должностные лица МУП "Метроэлектротранс", в соответствии с условиями договора, несут дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную ответственность.
Однако комитет земельных и имущественных отношений, как орган местного самоуправления, осуществляющий правомочия собственника имущества, не обеспечил надлежащее распоряжение имуществом, что привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, судебными инстанциями установлено, что бездействие комитета земельных и имущественных отношений по осуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке является нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному и муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции").
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Изучив представленные доказательства, суды пришли к выводу, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного органа установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителей нарушившими часть 3 статьи 17.1, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как установлено судами, действия исполнительного комитета выразились в установлении запрета на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При этом бездействие комитета земельных и имущественных отношений по осуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке, что также является нарушением Закона о защите конкуренции.
Доказательств об обратном, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, из материалов дела, а также пояснений исполнительного комитета, комитета земельных и имущественных отношений, в том числе в ходе судебного разбирательства, не усматривается нарушения их прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А65-2571/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изучив представленные доказательства, суды пришли к выводу, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного органа установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителей нарушившими часть 3 статьи 17.1, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как установлено судами, действия исполнительного комитета выразились в установлении запрета на предоставление торговых площадей станций метрополитена в аренду до утверждения концепции модернизации подземных переходов и станций метрополитена, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При этом бездействие комитета земельных и имущественных отношений по осуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке, что также является нарушением Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-2435/15 по делу N А65-2571/2015