г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А57-28951/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленский И.Н.,
судей Нафиковой Р.А., Александрова В.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Вольского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по делу N А57-28951/2014
по исковому заявлению администрации Вольского муниципального района Саратовской области к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области об обязании организовать проведение конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутов пригородного сообщения, при участии третьего лица: государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок",
УСТАНОВИЛ:
администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области об обязании организовать проведение конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутов пригородного сообщения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа, просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу, государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство о проведении процессуального правопреемства путем замены третьего лица - государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" на его правопреемника - государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" в связи с реорганизацией в форме слияния.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В обоснование ходатайства государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" представлены копии листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о внесении 01.10.2015 записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния; распоряжения Правительства Саратовской области от 20.07.2015 N 152-Пр.
Судом кассационной инстанции принимаются к сведению представленные данные, однако ходатайство оставляется без рассмотрения, так как вышеуказанные положения процессуального закона не предусматривают осуществление судом замену третьего лица его правопреемником.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области 01.09.2014 года письмом N 01-11/7536 направлено обращение по вопросу необходимости проведения конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах пригородного сообщения: N 137 "г.Вольск -Куриловка", N 141 "г. Вольск -с. Б. Барановка", N 141А "г. Вольск -ст. Сенная", N 142 "г. Вольск -с. Богородское", N 142А "г. Вольск -с. Богатое", N 143 "г. Вольск -с. Н.Чернавка", N 143А "г. Вольск -ст. Н.Чернавка", N 143Б "г. Вольск -с. В. Чернавка", N 144 "г. Вольск -с. Д. Горки", N 144А "г. Вольск -пос. Тополевый", N 148 "г. Вольск -с. Тепловка", N 149 "г. Вольск -с. Терса", N 149А "пос. Клены -с. Терса", N 151 "г. Вольск -Елховка (через с. Куриловка), N 145 "г. Вольск -Куликовка", N 150 "г. Вольск -Шиханы", N 152 "г. Вольск -Никольское", N 346 "г. Вольск -Черкасское", N 532 "г. Вольск -Белогорное", N 536 "г. Вольск -Калмантай", N 537 "г. Вольск -Колояр", N 539 "г. Вольск -Н.Лопастейка", N 540 "г. Вольск -Покурлей".
Согласно письму N 02-01/4159 от 16.10.2014 года министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, направленному в адрес администрации, работа указанных в настоящем заявлении маршрутов осуществляется только по территории Вольского муниципального района, без пересечения границ других муниципальных районов и проведение конкурсов по осуществлению допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах на территории Вольского муниципального района относится к компетенции Вольского муниципального района.
Обращаясь в суд с иском, истец указывает на нарушение его прав, выразившихся в отказе в проведении конкурсов по осуществлению допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах на территории Вольского муниципального района. Истец полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Федеральным законом от 8 ноября 2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", организация перевозок в пригородном сообщении на территории Вольского муниципального района Саратовской области относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды верно исходили из следующего.
Транспортное обслуживание населения Вольского муниципального района Саратовской области осуществляется по 19 автобусным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения (N N 137, 141, 141-А, 142, 142-А, 143, 143-А, 143-Б, 144-А, 145, 148, 149, 151, 152, 346, 532, 536, 537, 540) в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области от 23 марта 2010 N 80 "О пакетах регулярных автобусных маршрутов Вольского муниципального района, выставляемых на конкурсный квалификационный отбор перевозчиков всех форм собственности". Работа вышеуказанных маршрутов осуществляется только по территории Вольского муниципального района Саратовской области без пересечения границ других муниципальных районов области.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области от 23 марта 2010 N 52 утверждено Положение "О порядке проведения конкурсного квалификационного отбора перевозчиков всех форм собственности для работы на регулярных пассажирских автобусных маршрутах внутри муниципального сообщения Вольского муниципального района".
Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуницинальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьями 6 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы организации транспортного обслуживания населения района в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации.
В соответствии с пунктом 10 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2013 N 246-П одной из основных функций министерства является организация в пределах своей компетенции проведения конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения.
По территории Вольского муниципального района Саратовской области проходят семь автобусных маршрутов регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения (N N 150, 386, 387, 388, 394, 470, 471) и восемь автобусных маршрутов регулярных перевозок междугородного сообщения (NN 512, 531, 539, 605, 609, 682, 710, 737). Данные маршруты проходят по территории двух и более муниципальных районов, городских округов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 17 июля 2007 N 268-П "О разработке административных регламентов" допуск перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области включен в перечень государственных услуг, оказываемых министерством транспорта и дорожного хозяйства области.
Приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства области от 5 августа 2014 N 01-02-08/49 утвержден административный регламент по предоставлению министерством транспорта и дорожного хозяйства области государственной услуги "Осуществление допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области".
В соответствии с законом Саратовской области от 7 марта 2006 года N 22-ЗСО "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области", в рамках своей компетенции, министерством транспорта и дорожного хозяйства области 11 марта 2015 года проведен конкурс по осуществлению допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения, в том числе и по вышеуказанным автобусным маршрутам, обеспечив тем самым выполнение соответствующей публичной обязанности по обеспечению населения транспортным обслуживанием.
Судом кассационной инстанции признается несостоятельной ссылка истца на поступление уведомлений от перевозчиков о расторжении договоров на транспортное обслуживание населения по названным маршрутам, поскольку, как верно указали суды, указанные договоры были заключены между администрацией Вольского муниципального района Саратовской области и перевозчиками по итогам конкурса, проведенного в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области от 23 марта 2010 N 52 в рамках реализации соответствующих полномочий.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2015 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу N А57-28951/2014 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуницинальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьями 6 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы организации транспортного обслуживания населения района в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-1752/15 по делу N А57-28951/2014