• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф06-3198/15 по делу N А65-4977/2015

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Статья 77 ЗК РФ определяет состав земель сельскохозяйственного назначения, статья 85 - состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, статья 87 - состав пригородных зон. Таким образом, ссылка на статьи 77, 85 и 87 ЗК РФ не обосновывают основание передачи земельного участка с кадастровым номером 16:33:080101:350 в собственность муниципального образования. Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, как и пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, на которые сослался суд первой инстанции, запрещают отчуждение в частную собственность находящихся в государственной либо муниципальной собственности земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Однако в настоящем споре земельный участок уже был отчужден в собственность истца в 2004 году, а территории, подпадающие под признаки земель общего пользования, образовались на земельном участке уже после возникновения у истца права собственности на него. При таких обстоятельствах данные нормы права неприменимы к разрешению спора, поскольку установленный ими запрет на приватизацию на момент совершения приватизационной сделки не был нарушен.

Данное обстоятельство (возникновение на земельном участке, находящемся в частной собственности, территорий, имеющих признаки земель общего пользования, что влечет ограничение оборота земельного участка) могут явиться основанием для возникновения муниципальной собственности на земли общего пользования при изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа его у собственника (статьи 279-281 ГК РФ). При этом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350, как установлено судом, состоит как из земель, имеющих признаки территорий общего пользования, так и из земель, не имеющих таких признаков, отсутствуют правовые основания для его изъятия для муниципальных нужд в целом, истец не может утратить право владения территориями, не являющимися территориями общего пользования.

Правовым основанием для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок в постановлении руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 16.03.2011 N 473 указан пункт 3 статьи 19 ЗК РФ, предусматривающий возможность передачи в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности земельных участков для обеспечения развития муниципальных образований. Однако пункт 3 статьи 19 ЗК РФ не позволяет актом муниципального органа передавать в муниципальную собственность земельные участки, находящиеся в частной собственности помимо процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ) либо на основании сделки, заключенной с собственником земельного участка (пункт 2 статьи 218 ГК РФ)."