г. Казань |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А65-4977/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" - Идиятова Б.Г., директора, Чижика А.С., доверенность от 02.03.2015 N 54, Тумака Д.Ю., доверенность от 02.03.2015, Гильмутдинова И.Ш., доверенность от 20.11.2015,
Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района - Павловой С.М., доверенность от 23.11.2015 N 626,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2015 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-4977/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" (ОГРН 1121690063164), Пестречинский район, с. Кощаково, к Исполнительному комитету Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Пестречинский район, с. Кощаково, Исполнительному комитету Пестречинского района Республики Татарстан, с. Пестрецы, при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СХП "Кощаковский" (далее - ООО СХП "Кощаковский", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Кощаковского сельского поселения Пестречинского мунициапльного района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Пестречинского района Республики Татарстан о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Кощаковское сельское поселение на земельный участок площадью 91 624 кв. м с кадастровым номером 16:33:080101:350, расположенный в с. Кощаково.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд первой инстанции привлек Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2015 по делу N А65-4977/2015 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении иска. Считает ошибочным применение судами при рассмотрении дела пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), поскольку право собственности истца на спорный земельный участок при разделе материнского участка не прекратилось в силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), закон о приватизации не регулирует вещных прав на земельный участки при их разделе. Суды также не дали оценки законности передачи спорного земельного участка в собственность сельского поселения на основании постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 16.03.2011, с учетом отсутствия на момент издания данного постановления права муниципальной собственности на земельный участок. Суды не учли, что единственным правовым основанием для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок могло явиться только изъятие его у истца как собственника по основаниям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В судебном заседании представители истца поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Пояснили, что после приобретения истцом в 2004 году прав собственности на материнский земельный участок с кадастровым номером 16:33:0801101:233 данный земельный участок решением собственника был разделен на 101 земельный участок для строительства на вновь образованных земельных участках жилых домов, на 100 вновь образованных земельных участков было зарегистрировано право собственности истца, а на спорный земельный участок такое право не было зарегистрировано, но и отказа в государственной регистрации права истец не получал. В настоящее время большая часть вновь образованных земельных участков по окончании строительства жилых домов перешла в собственность граждан - владельцев домов. В результате строительства между домами образовались улицы, на которых отсутствует твердое покрытие. Территория спорного земельного участка с кадастровым номером 16:33:080101:350 состоит из таких уличных проездов, а также из незастроенной территории. Уличные проезды, таким образом, не существовали ранее, а образовались на земельном участке, право собственности на который ранее возникло у истца в силу договора купли-продажи, заключенного по результатам аукциона 04.02.2004.
Представитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района, не оспаривая данных фактических обстоятельств, считает, что передача земельного участка в собственность сельского поселения вызвана необходимостью развития его территории, обусловленной наличием улиц как территорий общего пользования. При этом право собственности муниципального района на момент издания постановления от 16.03.2011 отсутствовало, возникновение у истца права собственности на материнский участок по результатом аукциона не оспаривает, но право собственности истца на выделенный спорный земельный участок на момент издания постановления от 16.03.2011 не было зарегистрировано.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции, истец являлся титульным собственником земельного участка площадью 202 932 кв. м с кадастровым номером 16:33:080101:233, приобретенного им на аукционе 04.02.2004, право собственности зарегистрировано 15.04.2004.
Данный земельный участок был разделен на 101 земельный участок, в том числе в результате раздела был образован спорный земельный участок площадью 91 624 кв. м с кадастровым номером 16:33:080101:350. Суд не установил, кто принимал решение о разделе материнского земельного участка. Из пояснений представителей истца в судебном заседании следует, что такое решение было принято самим собственником - ООО СХП "Кощаковский", что не оспаривается представителем исполнительного комитета муниципального района.
Суд установил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности истца на 100 образованных в результате раздела земельных участков, однако право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350 зарегистрировано не было.
24.03.2011 на земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350 зарегистрировано право собственности муниципального образования Кощаковское сельское поселение. Основанием для регистрации права явилось постановление от 16.03.2011 N 473 руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района.
Истец обращался в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 16.03.2011 N 473 и об отмене государственной регистрации права собственности сельского поселения на земельный участок. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2014 по делу N А65-16072/2014 в удовлетворении заявления отказано исключительно по мотиву пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
После этого истец обратился в арбитражный суд в защиту нарушенного, по его мнению, права собственности на земельный участок, избрав способ защиты в виде признания отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности на него.
Суд указал, что в силу пункта 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельный участки, установив, таким образом, наличие правовых оснований возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок. Однако суд пришел к выводу об отсутствии у истца права собственности на спорный земельный участок в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ ввиду отсутствия государственной регистрации такого права, в том числе и отсутствия доказательств обращения истца за государственной регистрацией прав на спорный земельный участок в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд со ссылкой на абзац 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010) пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты вещного права, указав, что истец не является владеющим собственником спорного земельного участка, и в соответствии с пунктом 58 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Суд также пришел к выводу о законности государственной регистрации права собственности сельского поселения на спорный земельный участок, указав на временный характер учета земельного участка, что в силу пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" влечет аннулирование сведений о земельном участке, а также на правомерность передачи земельного участка в собственность сельского поселения для создания благоприятных условий проживания населения, учитывая, что спорный земельный участок частично занят территориями общего пользования (улицами, проездами, дорогами), которые в силу пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества отчуждению в частную собственность не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Между тем суды не приняли во внимание следующее.
Истец приобрел право собственности на материнский земельный участок 16:33:080101:233 в результате сделки купли-продажи данного участка на торгах, титул собственника подтвержден государственной регистрацией права 15.04.2004. При разделе собственником земельного участка право собственности на вновь образованные земельные участки возникает в силу закона (пункт 2 статьи 11.4 ЗК РФ). Регистрация такого вновь возникшего права производится по заявлению правообладателя и необходима для совершения последующих сделок с земельным участком. Само отсутствие государственной регистрации права на образованный в результате раздела земельный участок не прекращает права собственности на такой участок, ранее возникшее и зарегистрированное в результате сделки купли-продажи.
Следовательно, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:33:080101:350 вне зависимости от отсутствия государственной регистрации такого права, проводимой по его заявлению. При этом право собственности истца на земельный участок, возникшее на основании сделки купли-продажи и последующего раздела материнского земельного участка, ответчики не оспаривают, и спор о данном праве отсутствует.
Напротив, последующая регистрация на тот же земельный участок права собственности сельского поселения препятствует регистрации права собственности истца на земельный участок, собственником которого он является силу закона, и нарушает право истца на распоряжение земельным участком. При таких обстоятельствах обращение истца в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на земельный участок не противоречит пункту 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/122 от 29.04.2010, и не может быть признано ненадлежащим способом защиты.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, основанием для регистрации 24.03.2011 права собственности муниципального образования Кощаковское сельское поселение Пестречинского мунициапльного района Республики Татарстан, на земельный участок площадью 91 624 кв. м с кадастровым номером 16:33:080101:350, расположенный в с. Кощаково, явилось постановление от 16.03.2011 N 473 руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района. Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района постановил в соответствии с пунктом 3 статьи 19 ЗК РФ передать земельные участки для целей, указанных в статьях 77, 85, 87 ЗК РФ в собственность муниципального образования Кощаковское сельское поселение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Статья 77 ЗК РФ определяет состав земель сельскохозяйственного назначения, статья 85 - состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, статья 87 - состав пригородных зон. Таким образом, ссылка на статьи 77, 85 и 87 ЗК РФ не обосновывают основание передачи земельного участка с кадастровым номером 16:33:080101:350 в собственность муниципального образования. Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, как и пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, на которые сослался суд первой инстанции, запрещают отчуждение в частную собственность находящихся в государственной либо муниципальной собственности земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Однако в настоящем споре земельный участок уже был отчужден в собственность истца в 2004 году, а территории, подпадающие под признаки земель общего пользования, образовались на земельном участке уже после возникновения у истца права собственности на него. При таких обстоятельствах данные нормы права неприменимы к разрешению спора, поскольку установленный ими запрет на приватизацию на момент совершения приватизационной сделки не был нарушен.
Данное обстоятельство (возникновение на земельном участке, находящемся в частной собственности, территорий, имеющих признаки земель общего пользования, что влечет ограничение оборота земельного участка) могут явиться основанием для возникновения муниципальной собственности на земли общего пользования при изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа его у собственника (статьи 279-281 ГК РФ). При этом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350, как установлено судом, состоит как из земель, имеющих признаки территорий общего пользования, так и из земель, не имеющих таких признаков, отсутствуют правовые основания для его изъятия для муниципальных нужд в целом, истец не может утратить право владения территориями, не являющимися территориями общего пользования.
Правовым основанием для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок в постановлении руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 16.03.2011 N 473 указан пункт 3 статьи 19 ЗК РФ, предусматривающий возможность передачи в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности земельных участков для обеспечения развития муниципальных образований. Однако пункт 3 статьи 19 ЗК РФ не позволяет актом муниципального органа передавать в муниципальную собственность земельные участки, находящиеся в частной собственности помимо процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ) либо на основании сделки, заключенной с собственником земельного участка (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
Таким образом, регистрация права собственности сельского поселения на земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350 совершена в отсутствие предусмотренных законом оснований для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок и в отношении земельного участка, находящегося в собственности истца. Данная регистрация нарушает права истца как собственника земельного участка, право собственности истца на земельный участок, возникшее из сделки купли-продажи земельного участка, ответчики не оспаривают, наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок препятствует государственной регистрации права собственности истца на тот же участок после раздела материнского земельного участка и совершения сделок с ним, вследствие чего иск подлежит удовлетворению.
Суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела, вследствие чего обжалованные судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 АПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А65-4977/2015 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать отсутствующим зарегистрированное 24.03.2011, номер государственной регистрации права 16-16-36/008/2011-272, право собственности муниципального образования Кощаковское сельское поселение Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на земельный участок площадью 91 624 кв. м с кадастровым номером 16:33:080101:350, расположенный в Республике Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Кощаковское сельское поселение, с. Кощаково.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Статья 77 ЗК РФ определяет состав земель сельскохозяйственного назначения, статья 85 - состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, статья 87 - состав пригородных зон. Таким образом, ссылка на статьи 77, 85 и 87 ЗК РФ не обосновывают основание передачи земельного участка с кадастровым номером 16:33:080101:350 в собственность муниципального образования. Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, как и пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, на которые сослался суд первой инстанции, запрещают отчуждение в частную собственность находящихся в государственной либо муниципальной собственности земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Однако в настоящем споре земельный участок уже был отчужден в собственность истца в 2004 году, а территории, подпадающие под признаки земель общего пользования, образовались на земельном участке уже после возникновения у истца права собственности на него. При таких обстоятельствах данные нормы права неприменимы к разрешению спора, поскольку установленный ими запрет на приватизацию на момент совершения приватизационной сделки не был нарушен.
Данное обстоятельство (возникновение на земельном участке, находящемся в частной собственности, территорий, имеющих признаки земель общего пользования, что влечет ограничение оборота земельного участка) могут явиться основанием для возникновения муниципальной собственности на земли общего пользования при изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа его у собственника (статьи 279-281 ГК РФ). При этом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:33:080101:350, как установлено судом, состоит как из земель, имеющих признаки территорий общего пользования, так и из земель, не имеющих таких признаков, отсутствуют правовые основания для его изъятия для муниципальных нужд в целом, истец не может утратить право владения территориями, не являющимися территориями общего пользования.
Правовым основанием для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок в постановлении руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 16.03.2011 N 473 указан пункт 3 статьи 19 ЗК РФ, предусматривающий возможность передачи в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности земельных участков для обеспечения развития муниципальных образований. Однако пункт 3 статьи 19 ЗК РФ не позволяет актом муниципального органа передавать в муниципальную собственность земельные участки, находящиеся в частной собственности помимо процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ) либо на основании сделки, заключенной с собственником земельного участка (пункт 2 статьи 218 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф06-3198/15 по делу N А65-4977/2015