г. Казань |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А49-4734/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Чернова Р.Б. (доверенность от 25.08.2015),
ответчика - Иконникова К.А. (доверенность от 11.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2015 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А49-4734/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (ОГРН 1107746839463, ИНН 7702743761), г. Пенза, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г. Пенза, о признании незаконным решения от 05.02.2015 по делу N 2-03/43-2014 и о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2015 по делу N 2-06/24-2015 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (далее - ООО "ТНС энерго Пенза", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС по Пензенской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 05.02.2015 по делу N 2-03/43-2014 и о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2015 по делу N 2-06/24-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТНС энерго Пенза" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение а Арбитражный суд Пензенской области. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку условия применения в расчетах выбранного потребителем варианта тарифа должны быть обеспечены самим потребителем. По мнению общества, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 N 1465 организация перепрограммирования приборов учета потребителей возложена не на гарантирующего поставщика, а на исполнителей коммунальной услуги электроснабжения, то есть на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Следовательно, как считает общество, в действиях ООО "ТНС энерго Пенза" по перепрограммированию прибора учета гражданке Тюкашкиной Н.В. за плату отсутствовал состав административного правонарушения. Податель жалобы указывает также, что ни судом, ни антимонопольным органом не было установлено, что ООО "ТНС энерго Пенза" как гарантирующий поставщик электрической энергии одновременно занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перепрограммированию счетчиков.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Пензенской области возражает против доводов общества и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 N 910 обществу с ограниченной ответственностью "Энерготрейдинг" (переименовано в ООО "ТНС энерго Пенза") присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" с 1 января 2014 года.
На обслуживании общества на территории Пензенской области находятся 112 граждан-абонентов, имеющих приборы учета, позволяющие определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (том 1 л.д. 85).
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени" от 21.07.2014 N 248-ФЗ с 2 часов 00 минут 26 октября 2014 года произведен переход на зимнее время без дальнейшего сезонного перевода времени.
Общество направило собственникам указанных выше приборов учета письма о необходимости перепрограммирования приборов учета для надлежащего учета электроэнергии для расчетов по одноставочным тарифам, дифференцированным по зонам суток. В частности, такое письмо от 14.10.2014 N 31/6927 (том 1 л.д. 68) направлено Тюкашкиной Н.В., проживающей в доме N 4Б по ул. Рахманинова в г. Пензе и имеющей лицевой счет в обществе.
По заявке Тюкашкиной Н.В. 30.10.2014 сотрудниками ООО "ТНС энерго Пенза" было произведено перепрограммирование прибора учета и составлен акт о перепрограммировании (том 1 л.д. 69). Стоимость данных услуг согласно прейскуранту составила 390 руб.
В Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан 12.11.2014 поступило обращение Тюкашкиной Н.В. по вопросу необоснованного взимания платы за перепрограммирование прибора учета. Указанное обращение передано в антимонопольный орган 17.11.2014 (том 1 л.д. 81-82).
ООО "ТНС энерго Пенза" 10.12.2014 направило Тюкашкиной Н.В. письмо N 42/8957 о возврате платы за перепрограммирование прибора учета. Платежным поручением от 17.12.2014 N 80170 сумма 390 руб. возвращена Тюкашкиной Н.В.
Приказом руководителя УФАС по Пензенской области от 18.12.2014 N 264 возбуждено дело N 2-03/43-2014 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения данного дела принято решение от 05.02.2015, которым антимонопольный орган признал действия общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в результате взимания с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с добровольным устранением обществом нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращено.
Антимонопольным органом 16.04.2015 составлен протокол N 2-06/24-2015 об административном правонарушении по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Постановлением от 29.04.2015 по делу N 2-06/24-2015 УФАС по Пензенской области привлекло ООО "ТНС энерго Пенза" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, наложив административный штраф в размере 150 000 руб. Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено с участием представителя общества по доверенности. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено на основании обстоятельств, установленных в решении от 05.02.2015, вынесенном по факту нарушения обществом Закона о защите конкуренции.
Считая вынесенные решение от 05.02.2015 и постановление от 29.04.2015 УФАС по Пензенской области незаконными, ООО "ТНС энерго Пенза" оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Судами установлено, что ООО "ТНС энерго Пенза" с 01.01.2014 исполняет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 N 910 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика". Общество, как гарантирующий поставщик, осуществляет функции по заключению договоров на поставку электрической энергии с потребителями на розничном рынке электрической энергии (мощности).
На основании анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области заявитель занимает доминирующее положение как единственный гарантирующий поставщик с долей 70,6%.
Согласно пункту 70 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 регулируемые тарифы для поставки электрической энергии населению и приравненных к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах: одноставочный тариф, включающий в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочный, дифференцированный по 2 и 3 зонам суток тариф, включающий в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.
При этом выбор варианта тарифа производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику.
Как правильно указали судебные инстанции, на потребителя услуги по поставке электрической энергии на розничном рынке возложена обязанность по обеспечению энергопринимающих устройств приборами учета. Одновременно потребители наделены правом выбора одного из указанных выше тарифов. Это право должно корреспондироваться с обязанностью гарантирующего поставщика на реализацию выбранного потребителем тарифа. Такая обязанность неразрывно связана с установкой и эксплуатацией приборов учета, обеспечивающих применение выбранного потребителем тарифа. Следовательно, деятельность общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке электрической энергии, включает в себя и фактически оказываемые им услуги, связанные с установкой и эксплуатацией приборов учета, поскольку эти услуги должны обеспечить основную деятельность гарантирующего поставщика.
В рамках реализации права потребителей на выбор варианта тарифа на электрическую энергию для расчетов по договору энергоснабжения ООО "ТНС энерго Пенза" обязано обеспечить соответствие применяемых для расчетов тарифов зонам суток, по которым они установлены, в том числе путем осуществления бесплатного перепрограммирования приборов учета в связи с сезонным переводом времени.
Затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Таким образом, до 24.12.2014 законодательством установлена норма права, регулирующая компенсацию затрат гарантирующего поставщика на осуществление перепрограммирования многотарифных приборов учета без взимания платы с потребителей.
Правительством Российской Федерации 24.12.2014 издано постановление N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" (далее - Постановление N 1465), в соответствии с которым приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета (далее - перепрограммирование) для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток.
Организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению. Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.
В целях исключения нарушений со стороны энергоснабжающих организаций пунктами 2 и 4 Постановления N 1465, вступившего в законную силу с 03.01.2015, был установлен прямой запрет на взимание платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии.
Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления (с 03.01.2015), учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
Нормативные акты, действовавшие до принятия Постановления N 1465, не содержали прямой нормы, возлагающей на потребителей коммунальной услуги обязанности за свой счет перепрограммировать приборы учета.
Действия ООО "ТНС энерго Пенза" по взиманию с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии влекут (могут повлечь) ущемление их интересов, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", 26.10.2014 в 2 часа 00 минут время на всей территории Российской Федерации переведено на 1 час назад, в связи с чем возникла необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии, производящих раздельный учет электроэнергии по времени суток.
Таким образом, необходимость перепрограммирования приборов учета не явилась следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей собственниками приборов учета, а возникла по независящим от них обстоятельствам.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2014 N 22687-АЧ/04, письме Федеральной антимонопольной службы от 24.10.2014 N АГ/43256/14, из которых следует, что перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика, без взимания платы с потребителей.
Доводы общества о том, что Постановление N 1465 не распространяется на правоотношения, возникшие до его утверждения, являются несостоятельными.
Пунктом 2 Постановления N 1465 предусмотрено, что при определении регулируемых цен (тарифов) учитываются в установленном порядке затраты гарантирующего поставщика на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", то есть с 26.10.2014.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку изложенные в судебных актах выводы судов основаны на нормативно-правовых актах, действующих до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых тарифов в электроэнергетике". Кроме того, обстоятельства рассмотренных дел отличаются от обстоятельств, рассматриваемых в данном деле.
Довод ООО "ТНС энерго Пенза" относительно отсутствия у гарантирующего поставщика обязанности осуществлять бесплатное перепрограммирование многотарифных приборов учета электрической энергии и необходимости требования Тюкашкиной Н.В. бесплатного перепрограммирования ее прибора учета от ТСЖ "Четверочка" также является необоснованным ввиду следующего.
Деятельность ТСЖ заключается в оказании услуги по управлению многоквартирными домами, а не в электроснабжении на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии. Кроме того, именно ООО "ТНС энерго Пенза", а не ТСЖ "Четверочка" и не сама Тюкашкина Н.В., выступило с инициативой перепрограммирования прибора учета, принадлежащего Тюкашкиной Н.В., для осуществления расчетов за электроэнергию по лицевому счету Тюкашкиной Н.В. В данном случае общество действовало как участник розничного рынка купли-продажи (поставки) электрической энергии, а не как организация, оказывающая услуги в сфере управления многоквартирными домами, и не как специализированная организация по установке и обслуживанию приборов учета.
При этом, злоупотребив доминирующим положением, общество необоснованно установило и взимало не предусмотренную законодательством плату за перепрограммирование многотарифных приборов учета электрической энергии с потребителей, вынужденных нести необоснованные затраты.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании решения антимонопольного органа от 05.02.2015 недействительным.
Общество также оспаривает постановление антимонопольного органа от 06.05.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Указанной нормой закона предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Судами не было установлено нарушений порядка составления протокола и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Указанные акты составлены полномочными должностными лицами антимонопольного органа, по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается факт злоупотребления обществом доминирующим положением, выразившимся в ущемлении интересов потребителей услуги по поставке электрической энергии, в виде необоснованного взыскания платы за перепрограммирование приборов учета.
При рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольный орган принял во внимание все существенные обстоятельства и назначил обществу административное наказание в размере половины минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
При этом УФАС по Пензенской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при назначении административного наказания ООО "ТНС энерго Пенза" учтено то обстоятельство, что общество устранило вредные последствия совершенного правонарушения путем возврата Тюкашкиной Н.В. денежных средств, полученных обществом за перепрограммирование прибора учета.
При данных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление антимонопольного органа является законным.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу N А49-4734/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку изложенные в судебных актах выводы судов основаны на нормативно-правовых актах, действующих до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых тарифов в электроэнергетике". Кроме того, обстоятельства рассмотренных дел отличаются от обстоятельств, рассматриваемых в данном деле.
...
Общество также оспаривает постановление антимонопольного органа от 06.05.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
...
Судами не было установлено нарушений порядка составления протокола и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Указанные акты составлены полномочными должностными лицами антимонопольного органа, по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ.
...
При рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольный орган принял во внимание все существенные обстоятельства и назначил обществу административное наказание в размере половины минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2015 г. N Ф06-2290/15 по делу N А49-4734/2015