г. Казань |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А65-16814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Тагирова А.Э. (доверенность от 12.01.2015 N 2/2015);
ответчика - Низамиева А.Ш. (доверенность от 26.01.2015 N 12/д),
Тишерской К.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 1/д),
Салихова И.И. (доверенность от 26.01.2015 N 13/д);
третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" - Бадыгина Т.М. (доверенность от 15.01.2015 N 10),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТГК Уруссинская ГРЭС", Республика Татарстан, п.г.т. Уруссу
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2015 (судья Гумеров М.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А65-16814/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань", г. Казань (ИНН 1660031631, ОГРН 1021602833141) к закрытому акционерному обществу "ТГК Уруссинская ГРЭС", Республика Татарстан, п.г.т. Уруссу (ИНН 1642005075, ОГРН 1071688000834) о взыскании 338 915 499 руб. 34 коп. задолженности, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г. Казань, открытого акционерное общество "Газпром", г. Москва, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Казань" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к закрытому акционерному обществу "ТГК Уруссинская ГРЭС" (далее - ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС", ответчик) о взыскании 217 773 571 руб. 25 коп. задолженности за поставленный газ.
Кроме того, ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исками к ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" о взыскании долга в сумме 154 233 025 руб. 12 коп. (дело N А65-27525/2014) и долга в сумме 402 408 902 руб. 97 коп. (дело N А65-6563/2015) за поставленный газ.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 и от 14.05.2015 дела N А65-27525/2014, А65-6563/2015 и дело А65-16814/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А65-16814/2014.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд принял уменьшение размера заявленных исковых требований до 338 915 499 руб. 34 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их с учетом уточнений по кассационной жалобе отменить в части взыскания задолженности в сумме 180 796 855 руб. и принять новый судебный акт либо направить дело в указанной части на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Считает неправомерным взыскание с него в составе цены на газ тариф за осуществляемую им самостоятельно транспортировку газа и специальную надбавку для финансирования программ газификации.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к неправильному выводу об отсутствии непосредственного подключения газопровода ответчика к магистральному газопроводу истца, неправильно определили место подключения газопровода ответчика к магистральному газопроводу. Судами оставлены без внимания объяснения ответчика о том, что представляемый третьим лицом в качестве газопровода объект не может являться газопроводом, обеспечивающим снабжение предприятия, право собственности третьего лица зарегистрировано безосновательно.
Взяв за основу неактуальную судебную практику с участием сторон, суды не приняли в качестве надлежащего доказательства государственную регистрацию права собственности ответчика на спорный газопровод, не учли, что ответчик осуществляет фактическую эксплуатацию газопровода.
Истец и третье лицо - общество с ограниченной ответственностью ООО "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань") считают судебные акты законными и просят оставить их без изменения.
По мнению ООО "Газпром трансгаз Казань", представленное экспертное заключение не может рассматриваться как документ, подтверждающий наличие у ответчика права на спорный распределительный газопровод. Экспертом не производилась правовая экспертиза правоустанавливающих документов на предмет установления основания для возникновения у того или иного лица права собственности на газопровод.
В судебном заседании 22.10.2015 объявлялся перерыв до 29.10.2015.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2015 рассмотрение дела было отложено на 11 часов 10 минут 26.11.2015.
В судебном заседании в суде кассационной инстанции 26.11.2015 представителем ответчика заявлено ходатайство о приостановлении производства по рассматриваемому делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А65-20200/2015, по которому ответчик по настоящему делу обратился с иском к ООО "Газпром трансгаз Казань" о признании отсутствующим у данной организации права на спорный газопровод, мотивированное тем, что в случае удовлетворения требований по указанному делу для взимания платы за транспортировку газа и спецнадбавки не будет правовых оснований.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в полномочия суда кассационной инстанции не входит принятие и исследование новых доказательств. Законность оспариваемых судебных актов проверяется на момент их принятия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки газа от 17.09.2012 N 5658 (далее - договор, договор поставки), по условиям которого поставщик обязался поставлять покупателю газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель - принимать и оплачивать газ.
Согласно пункту 4.7 договора объем газа, выбранный/поставленный за месяц, оформляется по каждому объекту месячными актами поданого-принятого газа не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем поставки.
В соответствии с пунктом 5.5.1 договора покупатель обязался в срок до 18-го числа месяца поставки производить плановый платеж в размере 35% за договорный месячный объем газа в срок, не позднее последнего рабочего дня месяца производить плановый платеж в размере 50% за договорный месячный объем газа, окончательный платеж за месяц осуществляется в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Как установлено судами, в период с марта 2014 года по февраль 2015 года истец поставил ответчику газ в объеме 157 848 тыс. куб. м.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждено актами принятого-поданого газа, подписанными сторонами.
По расчету истца стоимость поставленного газа с учетом услуг ГРО и спец. надбавки составила 774 415 499 руб. 34 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного газа послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд о взыскании задолженности.
После обращения в суд ответчиком задолженность была частично погашена, в связи с чем истец уменьшил размер исковых требований до 338 915 499 руб. 34 коп.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на необоснованность требований истца в части взыскания стоимости услуг по транспортировке и специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, ссылаясь на то, что газопровод покупателя непосредственно присоединен к магистральному газопроводу на выходе из ГРБ (ГРС) Татарстанского газопровода п. Уруссу.
По мнению ответчика, поскольку участок газопровода, по которому транспортируется газ от поставщика до покупателя, присоединен непосредственно к магистральному газопроводу, у истца отсутствует возможность оказывать для покупателя услуги по транспортировке газа.
Отклоняя доводы ответчика, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К спорным правоотношениям подлежат также применению нормы, регулирующие отношения в сфере газоснабжения, а именно: Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162).
Транспортировка газа квалифицируется как перемещение и передача газа по газотранспортной системе (пункт 3 Правил N 162).
В силу статьи 8 Закона о газоснабжении ценовую политику, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям определяет и устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.
Организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 26 и 27 Закона о газоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, согласно которому местная газораспределительная сеть - система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировка газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети.
Согласно пункту 10 названного Положения оплата услуг по транспортировке газа независимыми организациями осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 3 Основных положений N 1021 цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги (абзац 1).
При присоединении сетей потребителя газа непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для потребителя газа на границе раздела магистральных газопроводов и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги (абзац 2).
В пункте 5.1 заключенного сторонами договора прямо предусмотрено, что цена на газ (без НДС) на выходе из сетей газораспределения формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации (специальная надбавка), определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если местом приема-передачи газа от поставщика покупателю является выход ГРС, цена на газ формируется из регулируемых оптовых цен на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Суды обоснованно исходили из того, что при рассмотрении дела N А65-9477/2013, в котором участвовали те же лица, установлены обстоятельства, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, не подлежащие доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела, а именно: подача газа покупателю осуществляется по газораспределительному газопроводу от газораспределительной станции р.п. Уруссу до принадлежащего истцу ГРБ 2, расположенного на территории Уруссинской ГРЭС; "Газопровод от ГРБ 2 до ГРБ Татарского газопровода подземный", указанный в приложении N 1 к договору от 08.06.2007, на котором были основаны требования ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС", является лишь составной частью ЭПТК (так же как и все остальные внутренние газопроводы, указанные в приложении N 1) и не имеет никакого отношения к подземному газопроводу, находящемуся за территорией Уруссинской ГРЭС. ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" не доказано допустимыми доказательствами наличие права собственности на подземный газопровод, находящийся за территорией Уруссинской ГРЭС и присоединенный к ГРС (газораспределительной станции). Внутренние газопроводы объекта ЭПТК Уруссинской ГРЭС, находящиеся на территории "ТГК Уруссинская ГРЭС" и указанные в приложении N 1 к договору, не являются доказательством подключения истца к магистральному газопроводу высокого давления. Внесение изменений в технический паспорт заявителя (ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС") структурным подразделением РГУП "БТИ" путем исправления описания ранее уточненного объекта было исполнено, не имея на это соответствующих полномочий.
Таким образом, исходя из материалов дела судами сделан вывод, что спорный участок газопровода не только поставлен на кадастровый учет с учетом изменений, внесенных на основании технического плана сооружения от 14.04.2014, изготовленного кадастровым инженером ООО "Земля и недвижимость" Хайруллиной Э.М., но и отнесен к собственности третьего лица - ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС", при этом указанное право зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, при рассмотрении дела N А65-16684/2014, установлено, что ООО "Трансгаз" на основании решения учредителя от 29.06.1999 является собственником газопровода высокого давления протяженностью 812 м, находящегося по адресу Республика Татарстан, Ютазинский район (кадастровый номер объекта 16:43:000000:1149). Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.07.2014.
На основании решения учредителя о создании ООО "Таттрансгаз" от 29.06.1999 обществу "Таттрансгаз" принадлежал на праве собственности Единый производственно-технологический комплекс Ютазинского района Республики Татарстан, в состав которого входят газорегуляторные пункты с литерами Г, Г1, Г2, Г3, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Ютазинский район, р.п. Уруссу. Помимо газорегуляторных пунктов в состав комплекса входят газопроводы низкого давления протяженностью 174 230 м, газопроводы среднего давления протяженностью 25 420 м, газопроводы высокого давления протяженностью 107 100 м. Право общества зарегистрировано 23.11.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2002.
ОАО "Газпром" на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.02.1993 N 138 является собственником сооружения - газопровод-отвод и ГРС н.п. Уруссу инв. N 5492 лит. 1, 2, А, Г1, Г2, Г3, адрес объекта: Республика Татарстан, Ютазинский район, р.п. Уруссу.
ОАО "Газпром" на основании договора от 30.11.2013 N 01/1600-Д-23/14 передало в аренду ООО "Газпром трансгаз Казань", наряду с иным имуществом, газопроводы.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время право ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" на спорный газопровод оформлено надлежащим образом, были предметом рассмотрения при разрешении спора.
Суды пришли к выводу, что фактические обстоятельства остались прежними.
На основании ранее имевшихся документов, связанных с созданием и эксплуатацией Уруссинской ГРЭС, ответчиком и третьим лицом ООО "Газпром трансгаз Казань" были оформлены свидетельства о государственной регистрации права от 23.07.2014 серии 16-АН N 468041 и серии 16-АН N886726 от 16.02.2015.
При рассмотрении дела была проведена экспертиза.
Эксперт в судебном заседании пояснил, что по данным натурного осмотра, а также произведенных исследований и измерений экспертом выявлено, что от газораспределительной станции ГРС до здания ГРБ N 2 проходит один газопровод. Принимая во внимание очень высокую степень совпадения (наложения) координат двух газопроводов, отраженных в свидетельствах от 23.07.2014 и от 16.02.2015, соотнести газопровод с каким-либо одним свидетельством не представляется возможным. Газопровод третьего лица (свидетельство от 23.07.2014 серия 16-АН N 468041) проходит от точки 1 до точки 16 согласно схеме расположения газопровода (приложение N 5 к заключению эксперта) и заканчивается на границе земельного участка ответчика у железобетонного забора. Место окончания каким-либо образом не выделено. Газопровод ответчика (свидетельство от 16.02.2015 серии 16-АН N 886726 ) проходит от точки 1 до точки 21 согласно схеме расположения газопровода (приложение N 5 к заключению эксперта) и заканчивается в ГРБ N 2.
Таким образом, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае на один объект имеется два свидетельства, т.е. имеется спор о праве.
Между тем, с соответствующими исками лица, участвующие в деле, в суд не обращались.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд обоснованно исходил из установленных в рамках дела N А65-9477/2013 обстоятельств принадлежности спорного участка газопровода, имевших место до соответствующего оформления права собственности ответчиком и третьим лицом.
Вопреки утверждению заявителя жалобы, в приложении N 1/13-14 к договору поставки точка поставки газа обозначена как Ютазинский район, н.п. Уруссу (Бугульмагаз, 157/ГРС Урусинская), в данном приложении не содержится сведений о точке поставки - "ГРС Уруссинская".
Таким образом, поскольку объекты ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" не имеют непосредственного присоединения к системе магистрального газопровода, стоимость газа в соответствии с названными нормами права должна оплачиваться с учетом включения в нее тарифа на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу N А65-16814/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 26 и 27 Закона о газоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, согласно которому местная газораспределительная сеть - система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировка газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети.
...
ОАО "Газпром" на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.02.1993 N 138 является собственником сооружения - газопровод-отвод и ГРС н.п. Уруссу инв. N 5492 лит. 1, 2, А, Г1, Г2, Г3, адрес объекта: Республика Татарстан, Ютазинский район, р.п. Уруссу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф06-1706/15 по делу N А65-16814/2014