г. Казань |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А12-11786/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2015 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-11786/2015
по исковому заявлению администрации Карповского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403020559, ОГРН 1053455072109) к Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072) о взыскании 2 127 200 рублей,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Администрации Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547), общества с ограниченной ответственностью "Дирекция дорожного строительства" (ИНН 7720748787, ОГРН 1127746325706),
УСТАНОВИЛ:
администрация Карповского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - истец, Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - ответчик, Облкомдортранс Волгоградской области, Комитет) о взыскании задолженности в размере 2 127 200 руб. по соглашению от 05.11.2014 (регистрационный N 392-14) "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Комитет указывает, что он принял все возможные меры для погашения задолженности, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, денежные средства подлежат взысканию с казны Волгоградской области через комитет финансов Волгоградской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, переименованным постановлением губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 в Облкомдортранс, и рядом администраций муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области, в том числе администрацией Карповского сельского поселения, заключено Соглашение от 05.11.2014 регистрационный номер N 392-14 "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Соглашение N 392-14).
Вышеуказанным Соглашением определен порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий при организации финансирования объектов, включенных в Перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, на финансовое обеспечение которых из дорожного фонда Волгоградской области в 2014 году предоставляются субсидии в соответствии с Законом Волгоградской области от 20.12.2012 N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Министерство в силу пункту 1.2 Соглашения N 392-14 (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2014 N 475-14) направляет в 2014 году в бюджет Карповского сельского поселения субсидию в размере 2 127 200 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (автомобильной дороги от поворота на Орловский карьер до 3-ей Продольной Городищенского муниципального района согласно приложению N 1 к Соглашению N 392 -14). Администрация Карповского сельского поселения обязалась обеспечить направление в 2014 году средств бюджета поселения на долевое финансирование работ по вышеуказанному объекту, включенному в Перечень, в размере 21 500 руб.
Администрация сельского поселения должна в силу соглашения N 392 -14 заключить по результатам аукциона (конкурса) муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Министерство всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Истец как муниципальный заказчик во исполнение взятых на себя обязательств по спорному Соглашению заключил с подрядчиком - ООО "Дирекция дорожного строительства" муниципальный контракт от 10.12.2014 N 1 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с асфальтовым покрытием по ул. Ленина в п. Карповка Городищенского муниципального района, с ценой контракта - 2 148 700 руб.
Источником финансирования согласно пункту 4.3 контракта является: областной бюджет Волгоградской области - 2 127 200 руб., местный бюджет Карповского сельского поселения - 21 500 руб.
Материалами дела установлен факт выполнения работ по ремонту автомобильной дороги в сумме 21 500 руб.
Платежным поручением от 19.12.2014 N 821 подтверждается оплата администрации Карповского сельского поселения из средств местного бюджета на сумму 2 148 700 руб.
Необходимая отчетная документация, предусмотренная спорным Соглашением, представлена в Миндортранс своевременно.
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, подписанному между Миндортрансом, с одной стороны, и администрацией Карповского поселения - с другой стороны, кредиторская задолженность областного бюджета по предоставлению субсидии поселению составила 2 127 200 руб.
Бюджетные ассигнования за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в порядке софинансирования работ, выполненных по муниципальному контракту, истцу не поступили.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2015 по делу N А12-1959/2015 с администрации Карповского сельского поселения в пользу ООО "Дирекция дорожного строительства" взыскана задолженность по муниципальному контракту, пени за просрочку оплаты и расходы по уплате государственной пошлины.
Предметом спора в рамках настоящего дела являются требования администрации Карповского сельского поселения о взыскании за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда области) задолженности в сумме 2 127 200 руб. по спорному соглашению о софинансировании ремонтных работ в отношении дорог общего пользования местного значения.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования администрации Карповского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, правомерно исходили из следующего.
Дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) в соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 годах году, определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п (в редакции от 17.09.2014) в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок).
Предоставление субсидий согласно вышеуказанному Порядку осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований и в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, заключаемым между Миндортрансом и органом местного самоуправления муниципального образования. Форма соглашения утверждается Миндортрансом. Субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2014 год утверждено постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п (в редакции от 30.10.2014 N 600-п), в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 20.12.2012 N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" В частности для Карповского сельского поселения предусмотрена субсидия в сумме 2 127, 2 тыс. руб.
Суды предыдущих инстанций, определяя надлежащего ответчика, правомерно исходили из того, что согласно статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год и спорного Соглашения N 392-14 у Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (по статусу казенного учреждения) перед Карповским сельским поселением в лице администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение), пункту 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2014 года.
Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Карповского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не перечислена.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Договор, в котором в силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Спорное соглашение N 392-14 касается реализации статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области".
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.
В пункте 6 статьи 1 Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области" предусмотрено, что бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год.
В силу пункта 4 "Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области", утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.12.2011 N 887-п (в редакции от 09.12.2013) также указано, что бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета и лимиты бюджетных обязательств.
В статье 19 Закона Волгоградской области от 20.11.2014 N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены объемы бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области на 2015 год в сумме 8 385 600,2 тыс. рублей.
Облкомдортранс и Облфин не доказали объективную невозможность исполнения Волгоградской областью взятых на себя обязательств по спорному соглашению.
Волгоградская область, будучи субъектом правового государства - Российской Федерации, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы), не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
Существование кредиторской задолженности по спорному соглашению N 392-14 в сумме 2 127 200 руб. Облкомдортрансом и Облфином не оспорено и не опровергнуто, а подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, в связи с чем, эта задолженность по правилам части 3.1 статьи 70 АПК РФ считается установленной.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
Таким образом, довод Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, правомерно отклонен судом.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, существование задолженности по Соглашению N 392-14, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца 2 127 200 руб. из средств дорожного фонда Волгоградской области.
Доводам, изложенным в кассационных жалобах, судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а выражают лишь несогласие с их выводами, направлены на переоценку обстоятельств дела и исследованных доказательств, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям окружного суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 по делу N А12-11786/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Волгоградская область, будучи субъектом правового государства - Российской Федерации, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы), не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
...
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2015 г. N Ф06-3141/15 по делу N А12-11786/2015