г. Казань |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А57-22480/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова Р.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
истца - Фомичева С.С., доверенность от 01.12.2015 N 60/2015,
ответчика - Сергеева Д.А., доверенность от 21.09.2015 N 01-03-09/10550
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2015 (судья Федорцова С.А) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-22480/2013
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс", г. Саратов, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, о взыскании убытков в размере 117 225 200 руб., с участием третьих лиц: Министерства финансов Саратовской области, государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирскими перевозками", г. Саратов, Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (далее - истец, МУПП "Саратовгорэлектротранс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском о взыскании с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков за период с 01 января по 31 декабря 2010 года в размере 117 225 200 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 03.09.2014 произведена замена ответчика - Комитет транспорта Саратовской области на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015, в удовлетворении исковых требований МУПП "Саратовгорэлектротранс" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд ошибочно трактует простые арифметические действия по исчислению (умножение размера стоимости льготного проездного на сумму компенсации) как методику расчета размера расходов транспортной компании по перевозке льготных пассажиров; именно органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукции (услуги) муниципальных предприятий и учреждений. При этом тарифы установлены без учета прибыли МУПП "Саратовгорэлектротранс", в связи с чем обеспечили в указанный период покрытие только фактических расходов по перевозкам пассажиров.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по организации на территории города Саратова перевозок населения троллейбусным и трамвайным транспортом.
В 2010 году предприятие осуществляло льготную перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
С 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (с последующими изменениями) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 07.12.2009 N 608-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в целях возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, в обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, оказание которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области установило стоимость социальных месячных проездных билетов по каждому виду транспорта, право на приобретение, которых предоставляется гражданам льготных категорий в размере 50 руб.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области определен размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающий затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет средств областного бюджета:
за каждый проданный по цене 50 руб. социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 200 руб.;
за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 250 руб.
Указанный нормативный правовой акт действует и не был в установленном порядке признан недействительным.
Саратовская область, устанавливая своим нормативным правовым актом провозную плату - тариф на одну поездку (разовый билет) или месячный проездной билет - как для пассажиров, перевозка которых осуществляется на общих условиях, так и для отдельных категорий граждан, определила фиксированный размер компенсации затрат транспортным предприятиям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Решениями Саратовской городской Думы от 31.01.2007 N 14-117 и от 28.10.2010 N 56-673 установлена стоимость месячных проездных билетов в городском муниципальном пассажирском электрическом транспорте для граждан, которая в период с января 2009 года по ноябрь 2010 года составила 400 руб., в период с декабря 2010 года - 600 руб. за общегражданский проездной билет на два вида транспорта (трамвай, троллейбус).
Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П определено, что основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, указанных в приложениях N 1-3 к настоящему постановлению, и распределения средств, полученных от реализации социальных месячных проездных билетов, являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами согласно настоящему постановлению.
ГБУ "Управление пассажирских перевозок" согласно Уставу является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Саратовской областью полномочий органов государственной власти Саратовской области в сфере транспорта.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Саратовской области осуществляются органом исполнительной власти области в сфере транспорта.
В соответствии с государственными заданиями учредителя учреждением осуществляется деятельность по организации услуг по перевозке пассажиров. Финансирование деятельности как автономного, так и бюджетного учреждения, связанной с выполнением государственных заданий, производится из областного бюджета.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.08.2009 N 418-П "О порядке формирования, финансовом обеспечении и мониторинге исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета" регулируется порядок предоставления главными распорядителями средств областного бюджета подведомственным областным автономным учреждениям субсидий на выполнение государственных заданий.
Приказом министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области от 25.12.2009 N 135 в развитие постановления Правительства Саратовской области от 31.08.2009 N 418-П было утверждено государственное задание ГАУ "Управление пассажирских перевозок" на 2010 год.
Между ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" (в настоящее время ГБУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области") и МУПП "Саратовгорэлектротранс" заключен договор от 11.01.2010 N 07-10/46 "На организацию перевозки городским электрическим транспортом льготных категорий граждан и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам" (далее - Договор N 07-10/46).
ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" заключило данный договор в соответствии с государственным заданием министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на 2010 год от имени и в интересах публично-правового образования и для нужд Саратовской области.
Управление на основании отчетных данных, предусмотренных настоящим Договором, перечисляет Перевозчику на основании пункта 3.2 договора N 07-10/46 выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан городским электрическим транспортом по социальным месячным проездным билетам, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные расходы в областном бюджете текущего года, за исключением сумм выпадающих доходов других перевозчиков и затрат Управления на обеспечение выполнения государственного задания, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на расчетный счет Управления".
Пунктом 2.1.5. Договора N 07-10/46 установлено, что Перевозчик не позднее 7 числа каждого отчетного месяца представляет Управлению отчет о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте (трамвай, троллейбус).
На основании отчета о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте МУПП "Саратовгорэлектротранс" за 2010 год ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" за счет средств областного бюджета по всем категориям льготников (региональные, федеральные) по договору от 11.01.2010 N 07-10/46/43 были перечислены денежные средства в размере 163 356 750 руб.
По мнению истца, предоставлением права льготного проезда на своем транспорте он недополучил от потребителей - региональных льготников - плату за проезд, а размер возмещения, установленный постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122 -П, не покрывает разницу между стоимостью месячного проездного билета и социального месячного проездного билета. МУПП "Саратовгорэлектротранс" считает, что имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы в сумме 117 225 200 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Расчет истца основан на таких показателях как количество реализованных социальных месячных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, стоимость проездного билета для граждан на два вида транспорта, стоимость социальных месячных проездных билетов, объем финансирования (компенсации) и сумма, вырученная истцом от реализации социальных месячных проездных билетов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истец не доказал размер заявленных к взысканию убытков.
Суды указали, что определенные постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" стоимость социальных проездных в размере 50 руб. и размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый проданный по цене 50 руб. социальный месячный проездной билет в сумме 200 руб., размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в сумме 250 руб. свидетельствует о том, что установленный Саратовской областью порядок возмещения расходов транспортным организациям на перевозку льготных категорий граждан позволяет компенсировать стоимость проезда одного льготника в месяц.
Эти суммы ежемесячно перечислялись истцу и учтены последним в своем расчете.
Действующий в спорный период в Саратовской области порядок предоставления равной доступности транспортных услуг для льготных категорий граждан позволяет определить размер неполученной провозной платы за перевозку льготников, определяет методику возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан и именно он должен применяться при расчете расходов истца.
Если в субъекте Российской Федерации применяется определенная методика расчета размера расходов транспортных организаций, в том числе и с применением расчетного метода, учитывающего конкретные данные таких затрат в субъекте РФ и среднестатистические, позволяющие определить размер расходов истца, наиболее приближенный к фактическим, должен применяться именно установленный в субъекте порядок расчета расходов транспортных организаций и компенсации убытков в связи с предоставлением льготного проезда.
Согласно статье 6, пункту 3 статьи 15, пункту 1 статьи 168, пункту 4 статьи 170 АПК РФ принимаемые арбитражными судами судебные акты должны основываться на действующих законах и иных нормативных правовых актах.
Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П, применяемое управлением, являлось действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчетов и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчика.
Однако представленный истцом расчет не учитывает методики определения неполученной провозной платы, установленной указанным выше постановлением Саратовской области.
Давая оценку заключению экспертизы ООО "Центр судебных экспертиз" от 09.02.2014, суд первой инстанции указал, что экспертом в исследовательской части экспертизы приведены данные, которые невозможно проверить, поскольку не приведен подробный расчет и ссылка на первичные документы, на основании которых эксперт пришел к данному выводу, в связи с чем данное заключение не может быть положено в основу решения как достоверное.
Материалы дела не содержат доказательств о количестве совершенных в месяц льготными категориями граждан поездок в городском электрическом транспорте.
Расчет убытков истца построен исключительно на расчетном методе и документально не обоснован.
Представленный истцом расчет предъявленной к взысканию денежной суммы не может являться доказательством установления факта и размера действительно оказанных услуг по перевозке и основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Возмещению в силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ подлежат расходы перевозчика, а не стоимость проездных билетов.
Размер требуемой истцом компенсации рассчитан произвольно, исходя из разницы стоимости месячного проездного билета и социального месячного проездного билета, а не понесенных расходов по перевозке льготной категории граждан в период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций и считает их не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной инстанции были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а направлены лишь на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу N А57-22480/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (с последующими изменениями) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
...
Возмещению в силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ подлежат расходы перевозчика, а не стоимость проездных билетов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3040/15 по делу N А57-22480/2013