г. Саратов |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А57-22480/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
при участии в судебном заседании: представителя муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Фомичёва С. С. по доверенности N 61/2012 от 19.10.2012, представителя муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Сергеева Е. В. по доверенности N 35/2015 от 25.06.2015, представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Калашниковой Е. Н. по доверенности N 01-03-09/6683 от 19.06.2015, представителя ГБУ Саратовской области "Управление пассажирскими перевозками" Сабешкиной Е. Г. по доверенности N 01-08/883 от 23.09.2014, представителя Министерства социального развития Саратовской области Мелковой Н. Ю. по доверенности N 01-01/556 от 30.01.2015,
рассматривает в судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Первомайская, 74
апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2015 года по делу N А57-22480/2013 (судья С. А. Федорцова)
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс", г. Саратов
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица:
Министерство финансов Саратовской области,
ГБУ Саратовской области "Управление пассажирскими перевозками", г. Саратов,
Министерство социального развития Саратовской области
о взыскании убытков в размере 117 225 200 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (далее - истец, МУПП "Саратовгорэлектротранс") о взыскании с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области убытки в размере 117 225 200 рублей.
Определением от 12.03.2014 Арбитражный суд Саратовской области принял уточнение истцом исковых требований, в которых просил взыскать с Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу истца убытки за период с 01 января по 31 декабря 2010 года в размере 117 225 200 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 03.09.2014 произведена замена ответчика - Комитет транспорта Саратовской области на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Определением от 12.03.2015 арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2015 в удовлетворении исковых требований МУПП "Саратовгорэлектротранс" отказано.
С истца в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании материально - правовых норм, регламентирующих порядок расчета компенсации выпадающих доходов. Ответчик не исполнил своего обязательства по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным билетам отдельным категориям граждан, чем причинил истцу убытки в заявленном в иске размере.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и Государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (далее - ГБУ "Управление пассажирских перевозок") в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили суду апелляционной инстанции письменные отзывы на апелляционную жалобу с обоснованием своей позиции.
В судебном заседании представители представители МУПП "Саратовгорэлектротранс"" поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГБУ Саратовской области "Управление пассажирскими перевозками", Министерства социального развития Саратовской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по организации на территории города Саратова перевозок населения троллейбусным и трамвайным транспортом.
В 2010 году предприятие осуществляло льготную перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливались меры социальной защиты для категорий льготников, к числу которых, относилось и право на бесплатный проезд.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией со стороны государства, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, Российская Федерация взяла на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (с последующими изменениями) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация, как правовое и социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 07.12.2009 N 608-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в целях возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, в обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, оказание которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области установило стоимость социальных месячных проездных билетов по каждому виду транспорта, право на приобретение, которых предоставляется гражданам льготных категорий в размере 50 рублей.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области определен размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающий затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет средств областного бюджета:
за каждый проданный по цене 50 рублей социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 200 руб.; за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 250 рублей.
Указанный нормативный правовой акт действует и не был в установленном порядке признан недействительным.
Саратовская область, устанавливая своим нормативным правовым актом провозную плату - тариф на одну поездку (разовый билет) или месячный проездной билет - как для пассажиров, перевозка которых осуществляется на общих условиях, так и для отдельных категорий граждан, определила фиксированный размер компенсации затрат транспортным предприятиям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Решениями Саратовской городской Думы от 31.01.2007 N 14-117 и от 28.10.2010 N 56-673 для МУПП "Саратовгорэлектротранс" установлена стоимость месячных проездных билетов в городском муниципальном пассажирском электрическом транспорте - для граждан, которая в период с января 2009 года по ноябрь 2010 года составила 400,00 рублей, в период с декабря 2010 г. составила 600,00 рублей за общегражданский проездной билет на два вида транспорта (Трамвай, троллейбус).
Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П определено, что основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, указанных в приложениях N 1-3 к настоящему постановлению, и распределения средств, полученных от реализации социальных месячных проездных билетов являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами согласно настоящему постановлению.
Согласно пункту 1.6. прежней редакции устава ГАУ "Управление пассажирских перевозок", действующей в спорный период, и пункту 1.5. утвержденной при смене типа учреждения новой редакции устава ГБУ "Управление пассажирских перевозок" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Саратовской областью полномочий органов государственной власти Саратовской области в сфере транспорта.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Саратовской области осуществляются органом исполнительной власти области в сфере транспорта.
Деятельность по организации услуг по перевозке пассажиров осуществляется учреждением в соответствии с государственными заданиями учредителя. Финансирование деятельности как автономного, так и бюджетного учреждения, связанной с выполнением государственных заданий, производится из областного бюджета.
Порядок предоставления главными распорядителями средств областного бюджета подведомственным областным автономным учреждениям субсидий на выполнение государственных заданий регулируется постановлением Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 года N 418-П "О порядке формирования, финансовом обеспечении и мониторинге исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета".
В развитие постановления Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 года N 418-П приказом министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области от 25.12.2009 N 135 было утверждено государственное задание ГАУ "Управление пассажирских перевозок" на 2010 год.
11 января 2010 года между ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" (в настоящее время ГБУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области") и МУПП "Саратовгорэлектротранс" был заключен договор N 07-10/46 "На организацию перевозки городским электрическим транспортом льготных категорий граждан и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам" (далее - Договор N 07-10/46).
Данный договор был заключен ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" в соответствии с государственным заданием министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на 2010 год от имени и в интересах публично-правового образования и для нужд Саратовской области.
Пунктом 3.2 Договора N 07-10/46 предусмотрено, что "Управление на основании отчетных данных, предусмотренных настоящим Договором, перечисляет Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан городским электрическим транспортом по социальным месячным проездным билетам, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные расходы в областном бюджете текущего года, за исключением сумм выпадающих доходов других перевозчиков и затрат Управления на обеспечение выполнения государственного задания, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на расчетный счет Управления". Пунктом 2.1.5. Договора N 07-10/46 установлено, что Перевозчик не позднее 7 числа каждого отчетного месяца представляет Управлению отчет о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте (трамвай, троллейбус).
На основании отчета о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте МУПП "Саратовгорэлектротранс" за 2010 год ГАУ "Управление пассажирских перевозок Саратовской области" за счет средств областного бюджета по всем категориям льготников (региональные, федеральные) по договору N 07-10/46/43 от 11.01.2010 были перечислены денежные средства в размере 163 356 750 рублей.
Однако, истец считает, что с предоставлением права льготного проезда на своем транспорте, он недополучил от потребителей - региональных льготников - плату за проезд, а размер возмещения, установленный постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П, не покрывает разницу между стоимостью месячного проездного билета и социального месячного проездного билета.
МУПП "Саратовгорэлектротранс" считает, что имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы в сумме 117 225 200 рублей.
Расчет истца основан на таких показателях как количество реализованных социальных месячных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, стоимости проездного билета для граждан на два вида транспорта, стоимости социальных месячных проездных билетов, объеме финансирования (компенсации) и сумме, вырученной истцом от реализации социальных месячных проездных билетов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
С целью определения суммы фактически понесенных МУПП "Саратовгорэлектротранс" расходов, связанных с перевозкой пассажиров, арбитражным судом первой инстанции по делу назначена бухгалтерская экспертиза, проведение экспертизы поручено ООО "Центр судебных экспертиз", эксперту Кондратенко О.О.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Какое количество социальных проездных билетов было реализовано в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в период с 01 января по 31 декабря 2010 года МУПП "Саратовгорэлктротранс" исходя из бухгалтерской документации?
2. Какой размер составила общая выручка МУПП "Саратовгорэлектротранс" от реализации социальных проездных билетов в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года?
3. Каков размер компенсации МУПП "Саратовгорэлектротранс" получен от Саратовской области в связи с перевозкой льготной категории граждан в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года?
4. Произвести исчисление следующих сумм:
- количестве социальных проездных билетов реализованных в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в период с 01 января по 31 декабря 2010 года МУПП "Саратовгорэлктротранс" помноженное на показатели тарифов на перевозку пассажиров и багажа для МУПП "Саратовгорэлектротранс" утвержденных решениями Саратовской городской думы N 17-162 от 11.05.2007, N 56-673 от 28.10.2010 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа в муниципальном городском пассажирском электрическом транспорте" действующих в период с 01 января по 31 декабря 2010 года;
- исчислить разницу между полученной выше суммой и суммами выручки от реализации социальных проездных билетов МУПП "Саратовгорэлектротранс" и размером компенсации полученной от Саратовской области соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года.
5. С использованием применяемой методики МУПП "Саратовгорэлектротранс", произвести расчет суммы выпадающих доходов истца за 2010 год с учетом разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета и ценой социального проездного билета, с учетом данных о количестве социальных проездных билетов реализованных в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в период с 01 января по 31 декабря 2010 года МУПП "Саратовгорэлктротранс" и тарифов на перевозку пассажиров и багажа для МУПП "Саратовгорэлектротранс" утвержденных решениями Саратовской городской думы N 17-162 от 11.05.2007, N 56-673 от 28.10.2010 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа в муниципальном городском пассажирском электрическом транспорте".
Согласно заключению экспертизы ООО "Центр судебных экспертиз" от 09.2.2014 эксперт пришел к следующим выводам.
Отвечая на первый вопрос, эксперт установил, что в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. Постановления Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в период с 01 января по 31 декабря 2010 года МУПП "Саратовгорэлктротранс" исходя из бухгалтерской документации было реализовано 698 364 штук социальных проездных билетов.
В том числе:
- 617 989 штук было продано по установленной стоимости билета в размере 50 рублей гражданам, включенным в Приложение N 2 к Постановлению N 122-П,
- 80 375 штук выдано бесплатно гражданам льготных категорий включенных в Приложение N 3 к Постановлению N 122-П.
На второй вопрос эксперт ответил, что общая выручка МУПП "Саратовгорэлектротранс" от реализации социальных проездных билетов в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. Постановления Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года составила 30 899 450 рублей.
Отвечая на третий вопрос, эксперт установил, что размер компенсации МУПП "Саратовгорэлектротранс" полученный от Саратовской области в связи с перевозкой льготной категории граждан в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П (в ред. Постановления Правительства Саратовской области от 18.06.2009 N 254-П) "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года составил 143 691 550 рублей.
Отвечая на четвертый и пятый вопросы, эксперт произвел исчисления, которые представлены в виде таблиц.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", дав оценку экспертному заключению, представленному в материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал размер убытков, что послужило основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции находит обоснованным в силу следующего.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09 указано, что расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, предъявляемые транспортными предприятиями, в соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 ГК РФ являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально.
В силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Давая оценку заключению экспертизы ООО "Центр судебных экспертиз" от 09.2.2014 и не принимая его в качестве доказательства, суд первой инстанции правомерно указал, что экспертом в исследовательской части экспертизы приведены данные, которые невозможно проверить, так как экспертом не приведен подробный расчет, ссылка на первичные документы, на основании которых эксперт пришел к данному выводу.
Расчет убытков истца построен исключительно на расчетном методе и документально не обоснован. Материалы дела не содержат доказательств о количестве совершенных в месяц льготными категориями граждан поездок в городском электрическом транспорте.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 64 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, на основе сведений о фактах, подтверждающих данные обстоятельства (на основе доказательств).
Соответственно, представленный истцом расчет предъявленной к взысканию денежной суммы не может являться доказательством для установления факта и размера действительно оказанных услуг по перевозке и основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Определенные постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" стоимость социальных проездных в размере 50 рублей и размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый проданный по цене 50 рублей социальный месячный проездной билет в сумме 200 рублей, размер возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в сумме 250 рублей свидетельствует о том, что установленный Саратовской областью порядок возмещения расходов транспортным организациям на перевозку льготных категорий граждан позволяет компенсировать стоимость проезда одного льготника в месяц.
Эти суммы ежемесячно перечислялись истцу и учтены последним в своем расчете.
Таким образом, действующий в спорный период в Саратовской области порядок предоставления равной доступности транспортных услуг для льготных категорий граждан позволяет определить размер неполученной провозной платы за перевозку льготников, определяет методику возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан и именно он должен применяться при расчете расходов истца.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.10.2012 N 7573/12, ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте РФ, способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров, возможно использование расчетного метода.
Вместе с тем, если в субъекте РФ применяется определенная методика расчета размера расходов транспортных организаций, в том числе и с применением расчетного метода, учитывающего конкретные данные таких затрат в субъекте РФ и среднестатистические, позволяющие определить размер расходов истца, наиболее приближенный к фактическим, должен применяться именно установленный в субъекте порядок расчета расходов транспортных организаций и компенсации убытков в связи с предоставлением льготного проезда.
Также, из статьи 6, пункта 3 статьи 15, пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 АПК РФ следует, что принимаемые арбитражными судами судебные акты должны основываться на действующих законах и иных нормативных правовых актах. Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П, применяемое управлением, являлось действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчетов и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчика.
Кроме того, представленный истцом расчет не учитывает методики определения неполученной провозной платы, установленной указанным выше постановлением Саратовской области.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При этом транспортным организациям, оказавшим услуги перевозки льготных категорий граждан, возмещаются расходы, а не убытки.
В силу статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
При этом, согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (для транспортных организаций фактически понесенных расходов).
Таким образом, в силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ возмещению подлежат расходы перевозчика, а не стоимость проездных билетов.
Вместе с тем, размер требуемой истцом компенсации рассчитан произвольно, исходя из разницы стоимости месячного проездного билета и социального месячного проездного билета, а не понесенных истцом расходов по перевозке льготной категории граждан городским электрическим транспортом (Трамвай, троллейбус) в г. Саратове в период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения иной методики расчета, в том числе и той, что предложена истцом, и как следствие для удовлетворения исковых требований МУПП "Саратовгорэлектротранс".
Выводы суда первой инстанции согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 301-ЭС14-2273 от 27.01.2015.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судебной коллегией отклоняются в полном объеме как несостоятельные, они не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2015 года по делу N А57-22480/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22480/2013
Истец: Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс", МУПП "Саргорэлектротранс"
Ответчик: Комитет транспорта Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
Третье лицо: ГБУ Саратовской области "Управление пассажирскими перевозками", ГБУ СО "Управление пассажирскими перевозками", Министерство социального развития Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, эксперт Кондратенко О. С.