г. Казань |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А55-524/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплёвой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Глушкова А.И., доверенность от 02.12.2015,
заинтересованного лица (Министерства имущественных отношений Самарской области) - Сараева И.С., доверенность от 30.12.2014 N 425,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу N А55-524/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" к Министерству имущественных отношений Самарской области, администрации городского округа Самара о признании незаконным решения, третьи лица: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - общество, ООО "Энергоресурс", заявитель) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении земельного участка, содержащееся в уведомлении от 05.11.2014 N 12-1/1439/14, об обязании администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Энергоресурс", путем принятия решения о предоставлении ООО "Энергоресурс" в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, площадью 17 922 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, ООО "Энергоресурс" является собственником объекта недвижимого имущества - склад масел, назначение - нежилое здание, площадью - 223 кв. м, этажность - 1, литера 2, инвентарный номер - 36:401:001:000545600:0000, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 122, что подтверждается свидетельством от 21.06.2010 серия 63-АЕ N 062639 "О государственной регистрации права" и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответственно: от 25.06.2012 N 01/012/2012-1605 и от 02.07.2014 N 01/029/2014-1645, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Принадлежащий на праве собственности ООО "Энергоресурс" объект недвижимого имущества располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0323001:546, площадью 17 922 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "фактически занимаемый нежилым зданием (склад масел) и прилегающей территорией, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, который в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядке был поставлен 03.03.2014 на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка, соответственно, от 12.03.2014 N 63-00-102/14-162362 и от 18.08.2014 N 63-00-102/14-610424, а также кадастровой выпиской земельного участка от 04.07.2014 N 63-00-102/14-486639, содержащей конкретные координаты указанного земельного участка.
До постановки данного земельного участка на кадастровый учет на основании заявления ООО "Энергоресурс" Департаментом управления имуществом городского округа Самара посредством издания распоряжения от 15.01.2014 N 44 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0323001" была утверждена схема расположения указанного земельного участка площадью - 17 922 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов - в пределах территории зоны предприятий и складов 5-го - 4-го классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100-м.) (ПК-1) - по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре.
При этом иные зоны с особыми условиями использования территории и каких-либо ограничений, внесенные в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
По градостроительному регламенту использование ООО "Энергоресурс" данного земельного участка под объект недвижимого имущества - склад масел относится к основным разрешенным видам использования недвижимости.
Согласно пункту 8 Заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28.08.2014 N САМВ-140219 "Выписка из ИСОГД городского округа Самара" земельный участок кадастровый номер - 63:01:0323001:546, площадью - 17 922 кв. м, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, не относится к территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 указанного заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28.08.2014 N САМВ-140219 "Выписка из ИСОГД городского округа Самара" государственный кадастр недвижимости лишь содержит следующие сведения о наличии ограничений в использовании объекта по топографическим материалам - "охранная зона ЛЭП (ВЛ) - 110 кВ, газопровода, теплотрассы, высоковольтного кабеля", "часть испрашиваемой территории занята зеленными насаждениями (осина, липа)".
В соответствии с Градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, подготовленным по заказу заявителя специализированной организацией - ООО "Архитектурно-проектная мастерская" (далее - ООО "АПМ"), являющимся членом Саморегулируемой организации - Некоммерческое партнерство проектных предприятий Группа компаний "Промстройпроект", объект недвижимого имущества - склад масел, назначение - нежилое здание, площадью - 223 кв. м, этажность - 1, литера 2, инвентарный номер - 36:401:001:000545600:0000, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 122, и прилегающая к нему территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения здания, а, следовательно, данный земельный участок площадью - 17 922 кв. м необходим для использования и эксплуатации здания склада масел, расположенного на данной территории.
24.06.2014 ООО "Энергоресурс" обратилось в уполномоченный (на момент обращения) орган - Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством в собственность за выкуп земельного участка, площадью 17 922 кв. м, кадастровый номер 63:01:0323001:546, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, с приложением распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15.01.2014 N 44 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0323001", и других необходимых документов.
Уведомлением от 05.11.2014 N 12-1/1439/14 Министерство отказало ООО "Энергоресурс" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Отказ обоснован со ссылкой на положения пункта 3 статьи 3, статей 7, 11, 67, 69, 85, подпункт 1 пункта 2 статьи 91, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и мотивирован тем, что согласно поступившим из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сведениям от 27.08.2014 N 286590 и от 29.08.2014 N 286595, испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 66 Самарского лесничества" и в его пределах находится поверхностный водный объект.
Общество, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
В спорный момент порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, был утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 указанного порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к порядку, приложив к нему документы, указанные в приложении N 2 к порядку.
Министерство, не позднее следующего дня, с даты, поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Пунктом 3.3 порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, Министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Испрашиваемый ООО "Энергоресурс" в собственность земельный участок в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядке был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости спорный участок отнесен к категории - "земли населенных пунктов" и расположен в границах участка с разрешенным видом использования - "фактически занимаемого нежилым зданием (склад масел) и прилегающей территорией".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на день принятия оспариваемого отказа) юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судами, Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, который является уполномоченным органом по предоставлению сведений о нахождении земельного участка в составе лесного фонда и в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области", на запрос Министерства направлен ответ от 27.08.2014 N 286590. Из указанного ответа следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 66 Самарского лесничества, при этом местонахождение земельного участка определено путем ввода координат X и Y в программу геоинформационная система "ГИС-Ингео" и соотнесено со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
Кроме этого, согласно поступившим от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сведениям от 29.08.2014 N 286595 на испрашиваемом земельном участке находится поверхностный водный объект.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерством не представлено надлежащих доказательств ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте и невозможности предоставления его в собственность частным лицам; и, руководствуясь представленным обществом Градостроительным обоснованием пришел к выводу о соразмерности площади испрашиваемого участка с площадью и размером находящегося у общества в собственности здания склада масел.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что испрашиваемый обществом в собственность земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, кроме этого, в его границах находится поверхностный водный объект, в связи с чем в силу пунктов 2, 8 и подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность частным лицам; кроме этого, площадь земельного участка, который ООО "Энергоресурс" просит предоставить для эксплуатации принадлежащего ему здания, несоразмерна площади самого здания, значительно его превышает, что является нарушением требований пункта 2 статьи 35 и пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, подпунктов 1, 6 статьи 11 ЛК РФ во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Статьей 23 ЛК РФ определено, что лесничества и лесопарки, помимо земель лесного фонда, могут располагаться на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно статье 102 ЛК РФ городские леса отнесены к категории защитных лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Таким образом, законодатель не разграничивает понятий "участок городского леса" и "участок лесного фонда" при его использовании, охране, защите и воспроизводстве. Статьей 6 ЛК РФ определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Более того, статья 71 ЛК РФ устанавливает ограниченный перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключая возможность предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам на праве частной собственности.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма права, определяющая открытый перечень земельных участков общего пользования закреплена в абзаце 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дорога, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (пункт 6 статьи 11 ЛК РФ).
Таким образом, правовой режим лесного участка предполагает его общедоступность в силу прямого указания норм специального федерального закона (пункты 1, 6 статьи 11 ЛК РФ), не требуя иных доказательств принадлежности лесного участка к числу земельных участков общего пользования.
Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на испрашиваемом ООО "Энергоресурс" в собственность земельном участке площадью 17 922 кв. м с кадастровым номером 63:01:0323001:546, находится поверхностный водный объект с конкретными координатами, что подтверждается поступившими от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сведениями от 29.08.2014 N 286595.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со статьей 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 6 ВК РФ).
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ и пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом в пункте 2 статьи 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из анализа указанных норм следует, что размер земельного участка, испрашиваемого обществом в собственность, непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ и общество вправе претендовать на предоставление в собственность земельного участка только в той части, которая занята объектом недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, и необходима для его использования.
Данная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11.
Материалами дела подтверждается, что для эксплуатации склада масел площадью 223 кв. м, ООО "Энергоресурс" испрашивает земельный участок площадью 17 922 кв. м, то есть в восемьдесят раз превышающий площадь размещенного объекта недвижимости, принадлежащего обществу.
Между тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В этой связи, судом апелляционной инстанции правомерно не принято в качестве надлежащего доказательства по делу обоснование площади земельного участка для эксплуатации здания склада, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "АПМ" (далее - ООО "АПМ") и поименованное как "Градостроительное обоснование". В указанном документе сделан вывод том, что нежилое здание склада масел и прилегающая к нему территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения. Единственное основание для таких выводов содержится в пятом пункте "Градостроительного обоснования", в котором имеется ссылка на пункт 7.1.14. "Склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". ООО "АПМ" установлено, что для эксплуатации здания, принадлежащего ООО "Энергоресурс", необходима защитная зона 300 м.
Однако указанная норма не имеет никакого отношения к зданию площадью 223 кв. м, которое принадлежит заявителю.
КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м. (согласно вышеприведенным нормам СанПиН) необходима при осуществлении следующих видов деятельности:
1. Открытые склады и места разгрузки и погрузки пылящих грузов (апатитного концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т/год.
2. Закрытые склады, места перегрузки и хранения затаренного химического груза (удобрений, органических растворителей, кислот и других веществ).
3. Наземные склады и открытые места отгрузки магнезита, доломита и других пылящих грузов.
4. Склады пылящих и жидких грузов (аммиачной воды, удобрений, кальцинированной соды, лакокрасочных материалов и т.д.).
5. Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов.
6. Склады и участки перегрузки шрота, жмыха, копры и другой пылящей растительной продукции открытым способом.
7. Склады, перегрузка и хранение утильсырья.
8. Склады, перегрузка и хранение мокросоленых необработанных кож (более 200 шт.) и др. сырья животного происхождения.
9. Участки постоянной перегрузки скота, животных и птиц.
10. Склады и перегрузка рыбы, рыбопродуктов и продуктов китобойного промысла.
11. Места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 100 до 250 м3.
Судом установлено, что ни для одного из этих видов деятельности, здание площадью 223 кв. м не предназначено; при этом расположение здания в непосредственной близости от жилой многоэтажной застройки поселка "Управленческий" города Самара, само по себе исключает организацию всех вышеперечисленных видов деятельности; наличие санитарно-защитной зоны не предполагает обязательного нахождения территории этой зоны в собственности у владельца источника химической, биологической или иной опасности; доказательств того, что земельный участок и здание оставляют единый комплекс и что за объекты входят в этот комплекс, кроме здания, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о том, что для принятия Министерством решения об отказе ООО "Энергоресурс" в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0323001:546 имелись основания, установленные действующим законодательством, являются обоснованными.
Прекращая производство по апелляционной жалобе ТСН "Овражек" применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что она подана лицом, не участвовавшим в деле, и права которого обжалуемым судебным актом непосредственно не затрагиваются, поскольку ТСН "Овражек" создано 12.12.2014, после направления обществом в Министерство имущественных отношений заявления о предоставлении участка в собственность; документов о том, что ТСН "Овражек" или члены товарищества собственников обладают какими-либо правами на земельные участки в границах участка, испрашиваемого ООО "Энергоресурс" в собственность, не имеется, суду не представлено.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неправильном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А55-524/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается, что для эксплуатации склада масел площадью 223 кв. м, ООО "Энергоресурс" испрашивает земельный участок площадью 17 922 кв. м, то есть в восемьдесят раз превышающий площадь размещенного объекта недвижимости, принадлежащего обществу.
Между тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф06-3006/15 по делу N А55-524/2015