г. Казань |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А12-16533/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета тарифного регулирования Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 14.09.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.)
по делу N А12-16533/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Колпаковой Светланы Викторовны (Волгоградская область, г. Камышин, ИНН 343600494880, ОГРНИП 304345329900181) об оспаривании постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770) по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась индивидуальный предприниматель Колпакова Светлана Викторовна (далее - ИП Колпакова С.В., предприниматель, заявитель) с заявлением к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления заместителя председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области Симоновой О.В. от 31.03.2015 по делу N 03-11/15-1604пр о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного от 14.09.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признано незаконным и отменено постановление административного органа от 31.03.2015 по делу N 03-11/15-1604пр о назначении предпринимателю наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанций отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, а также рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя
В отзыве Камышинская городская прокуратура Волгоградской области (далее - прокуратура) поддерживает кассационную жалобу административного органа в полном объёме, и просит рассмотреть дело без участия представителя прокуратуры.
В возражениях на кассационную жалобу предприниматель полагает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, и просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 08.12.2015 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.12.2015 до 15 часов 15 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, с 27.02.2015 по 04.03.2015 Камышинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о ценообразовании на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) в деятельности ИП Колпаковой С.В. в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 6 микрорайон, д. 8, и аптечном пункте, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Тургенева, д. 6.
Прокуратурой установлено, что ИП Колпакова С.В. осуществляет реализацию ЖНВЛП в аптечном пункте, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 6 Микрорайон, д. 8, на основании лицензии от 14.12.2012 N ЛО-34-02-000895, выданной Министерством здравоохранения Волгоградской области.
При проверке прокуратурой зафиксировано, что в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 6 микрорайон, д. 8, ИП Колпаковой С.В. допущено завышение максимальных цен на лекарственные препараты. За период с 01.02.2015 по 12.02.2015 аптекой реализовано: "Азитромицин" капс. 500 мг N 3 в количестве 5 упаковок по цене 94,50 руб. вместо максимальной цены 92,99 руб.; "Аллопуринол" таб. 100 мг N 50 в количестве 1 упаковки по цене 94,05 руб. вместо 92,55 руб.; "Доксициклин" капс. 100 мг N 10 в количестве 1 упаковки из 5 заказанных по цене 15,55 руб. вместо 15,29 руб.; "Сиофор" таб. п/о 1000 мг N 60 в количестве 1 упаковки по цене 498,50 руб. вместо 489,73 руб.; "Акридерм" 0,05 % 15,0 мазь в количестве 2 упаковок по цене 95,10 руб. вместо 87,67 руб.
Кроме того, выявлены лекарственные препараты, цены на которые завышены, однако на момент проверки указанные препараты не реализованы: "Ибупрофен" таб. п/о 200 мг N 20 в количестве 5 упаковок по цене 15,20 руб. вместо 14,96 руб., "Коронал" таб. п/плен об 5 мг N 30 в количестве 1 упаковки по цене 126,70 руб. вместо 124,55 руб., "Панангин" N 50 таб. п/о в количестве 3 упаковок по цене 161,30 руб. вместо 149,17 руб.
В отношении ИП Колпаковой С.В. 04.03.2015 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с завышением установленных надбавок (наценок) к ценам, материалы направлены в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области.
Административным органом 31.03.2015 вынесено постановление по делу N 03-11/15-1604пр о привлечении ИП Колпаковой С.В. к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 06.03.2013 N 11/3 "Об установлении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП" установлен размер предельных розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 2199-р, от 30.12.2014 N 2782-р.
Суд первой инстанции в результате анализа товарных накладных и протоколов согласования цен (к товарным накладным) поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на поставку медикаментов для ИП Колпаковой С.В. N 14930 от 05.02.2015, N 26965-02 от 12.02.2015, N 17908-02 от 01.02.2015, N 13046 от 02.02.2015, и данных о розничных ценах (указанные в товарных накладных, ценниках, объяснениях ИП Колпаковой С.В.), применяемых в аптеке, установил, что розничные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в аптечном пункте ИП Колпаковой С.В. сформированы с превышением предельных розничных надбавок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина предпринимателя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что административным органом неверно квалифицировано допущенное предпринимателем правонарушение по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ вместо части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В силу части 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании N 1081), подпунктом "г" пункта 5 которого предусмотрено, что лицензиат при осуществлении фармацевтической деятельности должен, в том числе, соблюдать установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации (пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов").
В силу пункта 6 Положения о лицензировании N 1081 грубым нарушением лицензионных требований признается, в том числе, нарушение требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 данного Положения.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что допущенное предпринимателем правонарушение влечет ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", признал незаконным оспариваемое постановление административного органа от 31.03.2015 по делу N 03-11/15-1604пр и отменил его.
В кассационной жалобе Комитет тарифного регулирования Волгоградской области оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, полагая, что завышение размеров предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, является нарушением установленного государством порядка ценообразования на подконтрольные группы товаров (в том числе, лекарственные средства), что влечет ответственность по статьей 14.6 КоАП РФ.
Соблюдение аптеками (аптечными пунктами) предельного размера розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, является предусмотренным нормативными актами требованием лицензии на фармацевтическую деятельность.
Заявителем допущены нарушения требований, установленных частью 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании N1081.
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий лицензирования (в силу пункта 6 Положения о лицензировании N 1081), что влечет ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, и направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемый судебный акт по настоящему делу следует оставить в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 14.09.2015 по делу N А12-16533/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 Положения о лицензировании N 1081 грубым нарушением лицензионных требований признается, в том числе, нарушение требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 данного Положения.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что допущенное предпринимателем правонарушение влечет ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", признал незаконным оспариваемое постановление административного органа от 31.03.2015 по делу N 03-11/15-1604пр и отменил его.
В кассационной жалобе Комитет тарифного регулирования Волгоградской области оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, полагая, что завышение размеров предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, является нарушением установленного государством порядка ценообразования на подконтрольные группы товаров (в том числе, лекарственные средства), что влечет ответственность по статьей 14.6 КоАП РФ.
...
Заявителем допущены нарушения требований, установленных частью 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании N1081.
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий лицензирования (в силу пункта 6 Положения о лицензировании N 1081), что влечет ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф06-3751/15 по делу N А12-16533/2015
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3751/15
14.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8416/15
10.07.2015 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6866/15
02.06.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16533/15