г. Казань |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А55-7411/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплёвой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Кукаевой Т.Н., доверенность от 01.10.2014 N 17,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-7411/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "СтройТехИнвест", (ОГРН 1046300004486, ИНН 6311069895) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконными приказов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, с участием третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Современная экология", г.Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, администрации Красноглинского района городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "СтройТехИнвест" (далее - заявитель, общество, ООО "СК "СтройТехИнвест") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) о признании недействительными приказа от 29.12.2014 N 586 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 233", приказа от 29.12.2014 N 588 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 234", приказа от 29.12.2014 N 587 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 235" и обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СК "СтройТехИнвест" путем утверждения в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу положительных заключений государственной экспертизы представленных ранее проектов освоения лесов по использованию для осуществления рекреационной деятельности: лесного участка площадью 196 500 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0645, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 233; лесного участка площадью 51 072 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0098, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 234; лесного участка площадью 251 900 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0644, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 235.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Современная экология", федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, администрация Красноглинского района городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.
В судебном заседании представитель ООО "СК "СтройТехИнвест" возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе Министерства.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании протоколов о результатах лесного конкурса от 23.12.2004 в аренду ООО "СК "СтройТехИнвест" предоставлены следующие земельные участки, находящиеся по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район:
с кадастровым номером 63:01:0000000:0644, площадью 251 900 кв. м, квартал N 17 Самарского лесничества Самарского лесхоза,
с кадастровым номером 63:01:0000000:0645, площадью 196 500 кв. м, квартал N 8 Самарского лесничества Самарского лесхоза,
с кадастровым номером 63:01:0000000:0098, площадью 1072 кв. м, квартал N 26 Самарского лесничества Самарского лесхоза.
23.12.2004 между Самарским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Самарской области (Арендодатель) и ООО "СК "СтройТехИнвест" (Арендатор) подписаны договоры аренды участков лесного фонда N 235, N 233 и N 234 о предоставлении земельных участков в аренду под культурно-оздоровительные цели сроком на 25 лет.
Передача участков арендодателем арендатору осуществлена по актам приёма-передачи от 23.12.2004.
Договоры аренды участков лесного фонда N 235, N 233 и N 234 зарегистрированы Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 09.06.2007 (номер регистрации 63-63-01/254/2006-444, 63-63-01/254/2006-437), 13.04.2006 (номер регистрации 63-63-01/267/2005-769), на основании решений Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2007 по делу N А55-19945/2006, от 10.04.2007 по делу N А55-19938/2006, от 10.11.2005 по делу N А55-22586/2005-31.
В настоящее время стороной по указанным договорам выступает Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, поскольку является правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области.
Заявителем разработаны проекты освоения лесов на находящиеся у общества в аренде лесные участки.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545.
В соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, вопросы государственной экспертизы проектов освоения лесов земель лесного фонда на территории Самарской области, отнесены к компетенции Министерства.
Приказами Министерства от 29.12.2014:
- N 586 "Об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 233" (в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0645),
- N 588 "Об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 234" (в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0098),
- N 587 "Об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2004 N 235" (в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0644)
утверждены отрицательные заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, в связи с тем, что проект не содержал сведения о переоформлении ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда и их государственной регистрации, в представленных проектах освоения лесов неверно указана категория земель лесного участка как "земли населенных пунктов", в то время как ООО "СК "СтройТехИнвест" в аренду предоставлены участки лесного фонда.
Таким образом, представленные проекты освоения лесов спорных участков, предоставленных в аренду ООО "СК "СтройТехИнвест" содержат мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, которые по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Самарского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.
В указанных приказах установлено, что осуществление использования лесного участка по соответствующему договору, при наличии отрицательного заключения на проект освоения лесов не допускается.
Считая указанные приказы Министерства незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, ООО СК "СтройТехИнвест" обратилось в суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Вид использования земельных участков, предусмотренный спорными вышеназванными договорами аренды, соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление рекреационной деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
Статья 41 ЛК РФ раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
На основании части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным в области лесных отношений органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который применяется с 29.04.2012 (далее - Порядок).
В пункте 3 Порядка указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (пункт 5).
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).
Исходя из пункта 11 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Судами установлено, что какого-либо несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации Министерством не представлено.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что действующим законодательством, в частности ЛК РФ, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", не предусмотрено в качестве основания прекращения или расторжения договора аренды участка лесного фонда, такое основание как несоблюдение лесопользователем процедуры приведения такого договора в соответствии с ЛК РФ.
Указанные основания не предусмотрены и спорными договорами аренды лесного фонда.
Следовательно, вышеуказанные договоры аренды участков лесного фонда являются действующими со всеми вытекающими из него правами и обязанностями сторон.
Указанные договоры аренды лесного фонда прошли государственную регистрацию на основании решений судов. Из названных судебных актов следует, что арендуемые участки относятся к лесному участку в составе земель иных категорий, поскольку находятся в пределах установленной городской черты г Самары, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к категории земель поселений, в связи с чем и возникает различие в указании категории земельного участка. ЛК РФ определяет единые для всех граждан и юридических лиц правила пользования лесными участками вне зависимости от расположения лесного участка на землях лесного фонда или на землях иных категорий.
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемые приказы Министерства не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества.
Признав недействительными оспариваемые приказы Министерства, суд первой инстанции на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ правильно возложил на Министерство обязанность утвердить в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу положительные заключения государственной экспертизы представленных ранее проектов освоения лесов по использованию для осуществления рекреационной деятельности: лесного участка площадью 196 500 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0645, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 233; лесного участка площадью 51 072 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0098, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 234; лесного участка площадью 251 900 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:0644, арендуемого ООО "СК "СтройТехИнвест" на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2004 N 235.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии Министерства с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу N А55-7411/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что действующим законодательством, в частности ЛК РФ, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", не предусмотрено в качестве основания прекращения или расторжения договора аренды участка лесного фонда, такое основание как несоблюдение лесопользователем процедуры приведения такого договора в соответствии с ЛК РФ.
Указанные основания не предусмотрены и спорными договорами аренды лесного фонда.
Следовательно, вышеуказанные договоры аренды участков лесного фонда являются действующими со всеми вытекающими из него правами и обязанностями сторон.
Указанные договоры аренды лесного фонда прошли государственную регистрацию на основании решений судов. Из названных судебных актов следует, что арендуемые участки относятся к лесному участку в составе земель иных категорий, поскольку находятся в пределах установленной городской черты г Самары, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к категории земель поселений, в связи с чем и возникает различие в указании категории земельного участка. ЛК РФ определяет единые для всех граждан и юридических лиц правила пользования лесными участками вне зависимости от расположения лесного участка на землях лесного фонда или на землях иных категорий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2015 г. N Ф06-3419/15 по делу N А55-7411/2015