г. Казань |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А55-18504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы департамента управления имуществом городского округа Самара и министерства имущественных отношений Самарской области
при участии:
заявителя - Кожевникова Е.Н. (доверенность от 14.07.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18504/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промкомплект", г. Самара к министерству имущественных отношений Самарской области, администрации городского округа Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, департамента управления имуществом городского округа Самара, муниципального предприятия "Самараводоканал", г. Самара, открытого акционерного общества "Волжская Территориальная генерирующая компания", филиала "Территориальное управление по теплоснабжению в городе Самара", закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", филиал "Самарагаз", г. Самара, главы администрации городского округа Самара о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности "Промкомплект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 05.08.2014, в котором просило:
- признать незаконным решение министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 7250,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером 63:01:0929001:817;
- обязать Министерство в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, принять решение о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 7250,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером 63:01:0929001:817;
- обязать Министерство в месячный срок с момента вынесения решения о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 7250,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером 63:01:0929001:817, по цене, рассчитанной на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 1.1. пункта 3 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", с предложением заключить договор с ценой выкупа земельного участка 454 828 руб. 75 коп.
Суд первой инстанции, с учетом принятого Самарской Губернской Думой 25.12.2014 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятого Самарской Губернской Думой 24.02.2015 Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, в порядке, предусмотренном статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица администрацию городского округа Самара (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 7250,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером - 63:01:0929001:817, оформленное уведомлением от 28.05.2014 N 12-2/0342/12с "Об отказе в предоставлении земельного участка". Суд обязал Министерство в установленном законом порядке передать в Администрацию заявление Общества от 06.03.2012 N 7283 "О предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством", с приложениями к нему, а также обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем решения в установленном законом порядке вопроса о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0929001:817, площадью 7250,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 решение суда первой инстанции от 15.06.2015 изменено в части указания способа устранения допущенных нарушений и изложено в следующей редакции:
- признать незаконным решение Министерства об отказе в предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 7 250,0 м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером 63:01:0929001:817, оформленное Уведомлением от 28.05.2014 N 12-2/0342/12с "Об отказе в предоставлении земельного участка";
- обязать Министерство в установленном законом порядке передать в Администрацию заявление Общества от 06.03.2012 N 7283 "О предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством", с приложениями к нему;
- обязать Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов Общества, путем решения в установленном законом порядке вопроса о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0929001:817, площадью 7250,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, на основании заявления Общества от 06.03.2012 N 7283 "О предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством" и приложенных к нему документов;
- обязать Администрацию в месячный срок с момента вынесения решения о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 7250,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, с кадастровым номером 63:01:0929001:817, по цене, рассчитанной на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 1.1. пункта 3 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", с предложением заключить договор с ценой выкупа земельного участка 454 828 руб. 75 коп.
В кассационных жалобах Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) и Министерство просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований Общества отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалоб указывают, что испрашиваемый Обществом в собственность земельный участок по площади значительно превышает площадь объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и размер земли, необходимый для их эксплуатации, что свидетельствует о невозможности применения к спорным отношениям положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, (далее - ЗК РФ). Также, по мнению Министерства, судом апелляционной инстанции необоснованно удовлетворено требование Общества о принятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и обязании Администрации подготовить и направить в адрес заявителя договор купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости в размере 454 828 руб. 75 коп., поскольку данное требование является требованием о понуждении заключения договора, и предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) досудебный порядок урегулирования спора не был соблюден. Земельный участок не может быть выкуплен по цене в 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку к заявлению Общества о предоставлении земельного участка в нарушение требований приказа Минэконоразвития России от 13.09.2011 N 475 не был приложен кадастровый паспорт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
-нежилого здания, Литера 4-2, 4-3, (отделение главного магазина N 3), площадью - 536,70 кв.м, этажность - 1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, д. 10 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2008 серии 63-АВ N 889674;
- нежилого здания - кислородная подстанция N 13, назначение -производственное здание (сооружение), площадью - 461,60 кв.м, этажность - 1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, д. 10 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2008 серии 63-АВ N 889673.
Указанные объекты недвижимого имущества были приобретены Обществом у открытого акционерного общества "Автогазтранс" по договорам купли-продажи от 23.03.2007 N 27 и от 23.03.2007 N 28, соответственно, которое, в свою очередь, данные объекты недвижимости приобрело по договору купли-продажи от 22.08.2001 N 17 у закрытого акционерного общества Самарский завод "Строммашина" (далее - завод "Строммашина") и договору купли-продажи от 28.11.2001 N 40 недвижимого имущества у общества с ограниченной ответственности "Строммашина-Щит".
Завод "Строммашина" в процессе приватизации было образовано путем преобразования арендного предприятия Куйбышевский завод "Строммашина" в акционерное общество, что подтверждается решением от 24.06.1992 N 241 "Об утверждении плана приватизации Самарского завода "Строммашина"; перечнем выкупаемых основных средств, являющихся приложением N 1 к договору купли-продажи от 24.07.1992 N 33; договором купли-продажи от 24.07.1992 N 33; корешком свидетельства на право собственности от 24.07.1992 N 18; решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 29.05.1991 N 343 "О регистрации Устава АО Самарского завода "Строммашина"; свидетельством о собственности от 24.07.1992 N 18.
Приобретенное ранее заводом "Строммашина" в процессе приватизации недвижимое имущество располагалось на земельном участке площадью 31,63 га, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, д. 10 "А", который был предоставлен в постоянное пользование данному заводу на основании постановления Администрации от 10.06.1993 N 885, что подтверждается свидетельством от 04.08.1993 N 70380 "О праве постоянного пользования".
На основании поступивших, в том числе от Общества, заявлений, Министерством был издан приказ от 16.11.2011 N 3465 "О разделе земельного участка (объекта недвижимости), расположенного в границах участка относительно ориентира по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, д. 10 "А", согласно которому были образованы земельные участки (объекты недвижимости) площадью: 14 701 кв.м., 24 582 кв.м., 31 764 кв.м., 7 250 кв. м., 1050 кв. м. и 535 кв. м., путем раздела земельного участка (объекта недвижимости) из земель населенных пунктов общей площадью 79 882,4 кв. м. с кадастровым номером 63:01:0929001:554, с видом разрешенного использования "под завод", расположенного в границах участка относительно ориентира по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, д. 10 "А", согласно представленной схеме расположения земельного участка.
Образованный в результате проведенного межевания земельный участок площадью 7250,0 кв. м., расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядке был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.10.2012, с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0929001:817, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.10.2012 N 63-00-102/12-400405.
В пунктах 8, 9 и 10 данного кадастрового паспорта земельного участка указано: категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование земельного участка - "под завод".
Заявлением от 06.03.2012 Общество обратилось в Министерство о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0929001:817, площадью 7250,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, одновременно представив в качестве приложений к данному заявлению дополнительные и необходимые для решения указанного вопроса документы.
Письмом от 01.08.2012 Министерство предложило Обществу представить градостроительное обоснование необходимости использования испрашиваемого земельного участка именно площадью 7250 кв.м.
Письмом от 07.02.2013 Общество предоставило Министерству Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка под завод с прилегающей территорией, подготовленное муниципальным предприятием г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро", согласно которому земельный участок площадью 7250,0 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий, с прилегающей территорией, расположенных на данной территории, а также положительное Заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.01.2013 N Д05-01-01/16221-0-1 на градостроительное обоснование использования земельного участка.
Уведомлением от 28.05.2014 N 12-2/0342/12с Министерство по результатам рассмотрения заявления Общества от 06.03.2012 отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый Обществом в собственность земельный участок по площади значительно превышает площадь территории, занимаемой принадлежащими Обществу на праве собственности нежилыми зданиями.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, пришли к обоснованному выводу о том, что Общество имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости и необходимого для их эксплуатации.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неправомерности в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на то, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает общую площадь объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом в пункте 2 статьи 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
С учетом вышеизложенного, предоставление земельного участка на основании статьи 36 ЗК РФ возможно только при наличии на этом участке объектов недвижимости, находящихся в собственности у заявителя, при этом объем прав на землю ограничен положениями пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Противоположное толкование ведет к тому, что, злоупотребляя положениями статьи 36 ЗК РФ, возможно без аукциона приобрести участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости, в связи с чем размер испрашиваемого земельного участка должен быть экономически обоснованным в соответствии с нормами статьи 33 ЗК РФ.
По смыслу пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 33, пункта 1 статьи 36 ЗК РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 27.01.2009 N 12202/07).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Согласно Градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под завод с прилегающей территорией, подготовленное муниципальным предприятием г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро", земельный участок площадью 7250,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22-го Партсъезда, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий, с прилегающей территорией, расположенных на данной территории.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.01.2013 N Д05-01-01/16221-0-1 дано положительное заключение на градостроительное обоснование использования земельного участка.
Как правильно отмечено судами, Уведомление Министерства об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не содержит оценку представленного Обществом Градостроительного обоснования и заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.01.2013.
С учетом представленных в материалы дела документов, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что Общество надлежащим образом обосновало необходимость получения в собственность земельного участка площадью 7250,0 кв.м, поскольку размер испрашиваемого в собственность земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимого имущества, которые в совокупностью с прилегающей к ним территорией составляют единый комплекс.
Министерством в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок был сформирован в нарушение пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Также суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества права на выкуп земельного участка по цене в размере 2,5% его кадастровой стоимости, определенной на дату подачи заявления о выкупе, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", так как заявление о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка было подано Обществом до 01.07.2012, установив как наличие у Общества права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, так и факт приобретения им объектов недвижимости, ранее находившихся в государственной собственности, и отчужденных в результате приватизации.
Доводы Министерства об отсутствии у Общества права на приобретение земельного участка, в том числе и по льготной цене, в связи с не приложением к заявлению от 06.03.2012 в нарушение требований приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 кадастрового паспорта земельного участка не могут быть приняты во внимание.
Испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 63:01:0929001:817 был сформирован только 18.10.2012 на основании приказа самого Министерства от 16.11.2011 о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0929001:554, и соответственно, кадастровый паспорт не мог быть представлен Обществом одновременно с заявлением ввиду его отсутствия на дату подачи заявления. При этом статья 36 ЗК РФ не предусматривает обязательного представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка одновременного с подачей заявления, о чем прямо указано в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ.
Не может быть принят во внимание и довод Министерства о несоблюдении Обществом установленного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебного порядка спора, поскольку спор не связан с урегулированием разногласий по договору. Обязанность по направлению покупателю договора купли-продажи земельного участка статьей 36 ЗК РФ возложена на уполномоченный государственный орган, при этом порядок определения выкупной цены земельного участка в процентах от кадастровой стоимости в данном случае определяется не соглашением сторон или результатом торгов, а законом - статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А55-18504/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 63:01:0929001:817 был сформирован только 18.10.2012 на основании приказа самого Министерства от 16.11.2011 о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0929001:554, и соответственно, кадастровый паспорт не мог быть представлен Обществом одновременно с заявлением ввиду его отсутствия на дату подачи заявления. При этом статья 36 ЗК РФ не предусматривает обязательного представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка одновременного с подачей заявления, о чем прямо указано в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ.
Не может быть принят во внимание и довод Министерства о несоблюдении Обществом установленного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебного порядка спора, поскольку спор не связан с урегулированием разногласий по договору. Обязанность по направлению покупателю договора купли-продажи земельного участка статьей 36 ЗК РФ возложена на уполномоченный государственный орган, при этом порядок определения выкупной цены земельного участка в процентах от кадастровой стоимости в данном случае определяется не соглашением сторон или результатом торгов, а законом - статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф06-4070/15 по делу N А55-18504/2014