г. Казань |
|
13 января 2016 г. |
Дело N А12-7290/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Лобановой Л.А., доверенность от 27.02.2015 N 07-04-16/43,
третьего лица - Дворянского И.Н. (удостоверение),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета экономики Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-7290/2015
по заявлению Комитета экономики Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным решения, третьи лица: Прокуратура Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Деметра", закрытое акционерное общество медицинское научно-производственное объединение "Движение", общество с ограниченной ответственностью "Радуга-Ф", общество с ограниченной ответственностью "Артевита",
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономики Волгоградской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) от 02.12.2014 по делу N 14-01-15-03/380.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015, в удовлетворении заявленных комитетом требований отказано.
Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области согласно постановлению Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99с было переименовано в Комитет экономики Волгоградской области.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 14-01-15-03/380 о нарушении антимонопольного законодательства послужили поступившие в УФАС по Волгоградской области из Прокуратуры Волгоградской области материалы, указывающие на неравное положение хозяйствующих субъектов при принятии решений о субсидировании за счет средств областного и федерального бюджетов.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, комитет обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных комитетом требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция приходит к следующему.
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения материалов, представленных Прокуратурой, пришел к выводу о том, что действия министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), создают преимущество отдельному хозяйствующему субъекту ООО "Деметра", которое также осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика), обеспечивают ему более выгодные условия деятельности, что приводит к нарушению прав и законных интересов ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита".
По результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Волгоградской области заключено соглашение от 19.08.2013 N 030-МБ-13 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Соглашение от 19.08.2013 N 030- МБ-13).
Долгосрочной областной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 20.05.2013 N 243-п, предусмотрено субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (пункт 3.3 Приложения к названной Программе).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения от 13.07.2009 N 246-п субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществляет главный распорядитель средств бюджета - министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области разработан и утвержден приказом от 24.09.2012 N 272 "Административный регламент предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.1 Административного регламента исполнителем государственной услуги является министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области; ответственными за предоставление государственной услуги являются уполномоченные должностные лица названного министерства.
Согласно пункту 3.10.2 Административного регламента на основании решения комиссии об отказе в предоставлении государственной услуги уполномоченное должностное лицо министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области готовит проект уведомления заявителя с выпиской из протокола заседания комиссии об отказе в предоставлении государственной услуги, представляет его на подпись министру или его заместителю и не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения вручает его заявителю лично либо направляет по почте.
На основании положений указанного Административного регламента суды пришли к выводу о том, что отказ в предоставлении субсидии принимается министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области на основании решения комиссии.
Решение об отказе в предоставлении субсидии ООО "Радуга", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита" оформлено Протоколом от 18.12.2013 на бланке Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции субъектом нарушения могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.
Судами при разрешении спора не проверен довод заявителя о том, что решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении принимает Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, а потому указание антимонопольного органа на нарушение министерством ст. 15 Закона о конкуренции неправомерно.
Материалами дела установлено, что Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (далее - комиссия) является органом по рассмотрению вопросов, касающихся предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области (пункт 1 Положения о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п).
Распоряжением Губернатора Волгоградской области от 12.10.2012 N 1419-р в целях реализации долгосрочной областной целевой программы и в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области N 246-п была образована Комиссия и утвержден ее состав, в который были включены должностные лица иных министерств Волгоградской области, в том числе Министерства финансов Волгоградской области, председатель комитета Волгоградской области по предпринимательству, малому и среднему бизнесу, заместитель главы администрации г. Волгограда, уполномоченный по правам предпринимателей при Губернаторе Волгоградской области и руководители организаций предпринимательского сообщества.
УФАС в оспариваемом решении указало, что действия Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в лице Комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, выразившиеся в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, из материалов дела следует, что субъектам малого и среднего предпринимательства отказано в предоставлении субсидии протоколом Комиссии, образованной распоряжением Губернатора Волгоградской области.
Министерство в соответствии с Административным регламентом готовит уведомление и с выпиской из протокола заседания Комиссии направляет по почте или вручает заявителю лично.
Антимонопольный орган вменяет Министерству нарушение ст. 15 Федерального закона N 135 - ФЗ с точки зрения принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. Между тем судами не проверены полномочия Министерства по получению и распределению денежных средств, а также довод заявителя о правомерном применении указанной статьи.
Исходя из вышеизложенного коллегия считает, что судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам. При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку полномочиям Министерства и доводу заявителя о правомерном применении статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты без исследования и надлежащей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное, проверить доводы сторон и дать им надлежащую оценку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу N А12-7290/2015 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УФАС в оспариваемом решении указало, что действия Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в лице Комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, выразившиеся в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
...
Антимонопольный орган вменяет Министерству нарушение ст. 15 Федерального закона N 135 - ФЗ с точки зрения принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. Между тем судами не проверены полномочия Министерства по получению и распределению денежных средств, а также довод заявителя о правомерном применении указанной статьи.
Исходя из вышеизложенного коллегия считает, что судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам. При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку полномочиям Министерства и доводу заявителя о правомерном применении статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 января 2016 г. N Ф06-4381/15 по делу N А12-7290/2015