г. Казань |
|
12 февраля 2016 г. |
Дело N А55-2681/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (председательствующий судья Юдкин А.А., Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-2681/2015
по заявлению департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590), третьи лица: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа N 170 г.о. Самара, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Самарского филиала, министерство имущественных отношений Самарской области, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 10.11.2014 N 01/074/2014-168 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (образовательное учреждение) площадью 912,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, д. 54, литера СС1С2, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11081, а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Самарского филиала, Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа N 170 г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что спорный объект был включен в реестр муниципальной собственности 09.03.1995 на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77, в то время как в кадастровом паспорте здания от 07.10.2011 содержится информация о том, что объект капитального строительства введен в эксплуатацию в 1996 году. Также, по мнению Управления Росреестра, факт включения спорного нежилого здания в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77 не может рассматриваться в качестве надлежащего правового основания для выполнения заявленного регистрационного действия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77 в муниципальную собственность г. Самары переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению N 1, в том числе ясли-сад N 302, ул. Аэродромная, 54.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 14.11.1996 N 387 детское дошкольное учреждение N 302 передано в оперативное управление Советскому районному отделу образования г. Самары. В соответствии с решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 10.03.1998 N 108 здание детского сада N 302, расположенное по ул. Аэродромная, д. 54 в г. Самаре, передано в оперативное управление МОУ среднего (полного) общего образования школе N 170 Советского района. Между МОУ средняя общеобразовательная школа N 170 и Департаментом заключен договор оперативного управления от 06.12.2001 N 0004500 на здание по ул. Аэродромная, д. 54.
Земельный участок под зданием по ул. Аэродромная, д. 54, площадью 4800 кв. м принадлежит муниципальному образованию городской округ Самара на основании постановления Главы г. Самары от 06.05.1997 N 646, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2012 серии 63-АК-230388
Заявлением от 29.09.2014 Департамент обратился в Управление Росреестра о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 912,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, д. 54, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11081.
Сообщением от 10.11.2014 N 01/074/2014-168 Управлением Росреестра в проведении заявленных регистрационных действий было отказано на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), со ссылкой на то, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте объекта недвижимости указан год ввода в эксплуатацию объекта - 1996, в связи с чем он не мог быть включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77.
Департамент, ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права на владение, пользование и распоряжение имуществом, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 17 Закона N 122-ФЗ определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судебные инстанции установили, что на государственную регистрацию Департаментом были представлены следующие документы: кадастровый паспорт здания от 07.10.2011; выписка из реестра от 22.09.2014 N 15-07-16/37777; письмо от 22.09.2014 N 15-07-16/37873; письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.07.2014 N Д05-01-01/6932-0-1; технический паспорт.
В качестве правоподтверждающего документа на объект недвижимого имущества представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 22.09.2014 N 15-07-16/3777, согласно которой спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества 09.03.1995 за номером 000054 на основании постановления главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77.
Постановление главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77, заявленное как документ - основание для государственной регистрации права, принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту годом постройки нежилого здания по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 54, литера С является 1966 год, литера С1 и С2 - 2001 год, общая площадь здания 912,6 кв. м.
Из кадастрового паспорта на здание от 07.10.2011 следует, что объект площадью 912,6 кв. м введен в эксплуатацию в 1996 году.
Письмом от 12.01.2010 N 15/48 ФГУП "Ротехинвентаризация - Федеральное БТИ" сообщило о том, что согласно данным архива по материалам инвентарного дела нежилое здание литера "С", расположенное по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 54, в период с 23.01.1966 (первичная инвентаризация) по 11.12.2001 использовалось как детский сад N 302. По состоянию на 11.12.2011 зафиксировано изменение назначения здание (МОУ школа N170 с казачьим кадетским отделением-интернатом).
Из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.07.2014 N Д05-01-01/6932-0-1 усматривается, что в спорном нежилом помещении произошла реконструкция. Вместе с тем в письме указано, что строительные мероприятия в здании литера СС1С2 не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики и безопасность здания, не превышают предельные параметры разрешенной конструкции, установленные градостроительным регламентом, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию не требуется.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, установив, что Департаментом представлены необходимые и достаточные документы для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что факт включения спорного нежилого здания в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы администрации Самарской области от 09.03.1995 N 77 не может рассматриваться в качестве надлежащего правового основания для выполнения заявленного регистрационного действия, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 2 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Также судами правомерно отклонены доводы Управления Росреестра о том, что объект был включен в реестр муниципальной собственности 09.03.1995, в то время как в кадастровом паспорте здания указано на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в 1996 году, поскольку различное указание в технической документации года завершения строительства объекта не препятствовало заинтересованному лицу идентифицировать регистрируемый объект, учитывая, что данные разночтения не могли являться основанием для отказа в регистрации права собственности на объект, так как не свидетельствуют о его отсутствии в муниципальной собственности.
Доказательств того, что спорный объект недвижимости исключен из реестра муниципального имущества, в материалы дела не представлено.
Доводы Управления Росреестра, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают правильность выводов судебных инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А55-2681/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 2 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2016 г. N Ф06-5768/16 по делу N А55-2681/2015