г. Казань |
|
12 февраля 2016 г. |
Дело N А65-12939/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шайдуллиной М.Н., доверенность от 11.01.2016 N 1101-16,
ответчика - Глуховой А.А., доверенность от 12.01.2016 N 2.2-0-31/00075,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Бажан П.В.)
по делу N А65-12939/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 10.03.2015 N 1718,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 10.03.2015 N 1718.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Представитель общества в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120 601:0311, общей площадью 1 157 150 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Константиновка.
Заявителем в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 1 311 230 972 руб., сумма исчисленного земельного налога составила 3 933 693 руб.
Обществом 16.10.2014 в инспекцию представлена вторая, уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 54 336 952 руб. и сумма исчисленного земельного налога составила 326 022 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 27.01.2015 N 1718, принято оспариваемое решение от 10.03.2015 N 1718 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2011 год в сумме 7 541 364 руб., привлек к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 150 827 руб., начислил пени в размере 1 955 698,41 руб., а также предложил налогоплательщику уплатить указанные суммы налога, штрафа и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 18.05.2015 N 2.14-0-18/011906@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы, и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), которое опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Согласно пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
С учетом положений статьи 5 НК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Соответственно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправомерно.
Суды сделали правильный вывод о том, что применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, поскольку постановление от 24.12.2010 N 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением от 24.12.2010 N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
Кроме того, как указано в акте камеральной налоговой проверки и решении налогового органа, ранее в первичной декларации по земельному налогу за 2011 год общество исчислило и уплатило сумму налога в размере 3 933 693 руб., следовательно, сумма налога за 2011 год уплачена налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А65-12939/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений статьи 5 НК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
...
Согласно статье 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, поскольку постановление от 24.12.2010 N 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением от 24.12.2010 N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2016 г. N Ф06-5365/15 по делу N А65-12939/2015