г. Самара |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А65-12939/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" - Харасова А.Р., доверенность от 22.10.2015 г.,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 года по делу NА65-12939/2015 (судья Путяткин А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции", г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республики Татарстан, г. Казань,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
о признании незаконным решения N 1718 от 10.03.2015
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по РТ о признании незаконным решения N 1718 от 10.03.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 года по делу N А65-12939/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы не явились, представили ходатайство об рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Представитель общества, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120 601:0311, общей площадью 1 157 150 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Константиновка.
Заявителем в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 1 311 230 972 руб., сумма исчисленного земельного налога составила 3 933 693 руб.
Обществом 16.10.2014 в инспекцию представлена вторая, уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка отражена в сумме 54 336 952 руб. и сумма исчисленного земельного налога составила 326 022 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт N 1718 от 27.01.2015, принято оспариваемое решение N 1718 от 10.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2011 г. в сумме 7 541 364 руб., привлек к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 150 827 руб., начислил пени в размере 1 955 698,41 руб., а также предложил налогоплательщику уплатить указанные суммы налога, штрафа и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан N 2.14-0-18/011906@ от 18.05.2015, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы, и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы и исчисленной суммы земельного налога на 7 541 364 руб. вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельного участка. По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Общество в первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указало кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в сумме 1 311 230 972 руб. с суммой исчисленного земельного налога в размере 3 933 693 руб.
В представленной налогоплательщиком 16.10.2014 второй уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указана кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в сумме 54 336 952 руб., с суммой исчисленного земельного налога в размере 326 022 руб.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О арбитражный суд приходит к выводу, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправомерно.
Данные выводы суда согласуются с позицией, указанной в Определении Верховного Суда РФ от 24.02.2015 N 306-КГ14-8573, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 N Ф06-15628/13 по делу N А65-3134/2014, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2014 N Ф06-12529/13 по делу N А65-19493/2013.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П и в Определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ранее действовавшим в спорный налоговый период, т.е. в 2011 году, разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Следовательно, Постановление N 1102, опубликованное 02.02.2011, и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01.01.2012.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" указано, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, Конституционный суд РФ подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение налоговым органом в решении кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением N 1102, опубликованном 02.02.2011, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо, и нарушает права и законные интересы ООО "Открытые инвестиции".
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2015 года по делу N А65-12939/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12939/2015
Истец: ООО "Открытые инвестиции", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по РТ, г. Казань
Третье лицо: УФНС России по РТ