г. Казань |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А06-8889/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Вильданова Р.А., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015 (судья Смирнова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова о.и., Борисова Т.С.)
по делу N А06-8889/2013
по исковому заявлению Министерства культуры Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, индивидуальному предпринимателю Кросину Александру Ивановичу об обязании совместно провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, согласно научно-проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, в следующем порядке: обязать индивидуального предпринимателя Кросина Александра Ивановича в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, начать производство первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в месячный срок со дня окончания индивидуальным предпринимателем Кросиным Александром Ивановичем первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа, начать проведение ремонтно-реставрационных работ второго этапа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Астраханской области (далее - истец, Министерство культуры) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) об обязании ответчика в месячный срок, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И. Кросиным, разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; в течение четырнадцать дней со дня завершения работ по разработке научно-проектной документации, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И. Кросиным, согласовать ее с истцом в порядке, предусмотренном действующим законодательством; в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И. Кросиным, начать производство ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с разработанной проектной документацией.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Кросин Александр Иванович (далее - ИП Кросин А.И.).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 по делу N А06-8889/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 по делу N А06-8889/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.05.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А06-8889/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В процессе нового рассмотрения настоящего спора истец уточнил субъектный состав участников спора, в порядке статьи 46 АПК РФ заявил ходатайство о привлечении ИП Кросина А.И. к участию в деле в качестве соответчика, а также, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать ТУ Росимущества, ИП Кросина А.И. совместно провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г.Астрахань, являющихся общим имуществом здания, согласно научно-проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" (далее - ООО "Норд-Билд-2") шифр 5-12/11/2014-2015, в следующем порядке:
- обязать ИП Кросина А.И. в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации разработанной ООО "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, начать производство первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа;
- обязать ТУ Росимущества в месячный срок со дня окончания ИП Кросиным А.И. первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа, начать проведение ремонтно-реставрационных работ второго этапа. Судом первой инстанции ходатайства истца удовлетворены.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 N 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, начало XX века" по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
По результатам проведенного представителями Министерства культуры Астраханской области осмотра объекта культурного наследия составлен акт от 13.05.2011, согласно которому объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, помещения повреждены пожаром, в результате чего происходит утрата его историко-культурной ценности.
Управлением по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области 17.05.2011 в адрес ответчика направлено уведомление и выдано предписание, с требованием в месячный срок со дня получения уведомления принять меры необходимые для начала ремонтно-реставрационных работ на здании-памятнике в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране объектов культурного наследия.
Невыполнение ответчиком требований предписания Управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области от 17.05.2011 N 14 о необходимости принятия мер для начала ремонтно-реставрационных работ явилось основанием обращения с иском в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу N А06-6450/2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, удовлетворены исковые требования Министерства культуры Астраханской области об обязании ТУ Росимущества Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, начало XX века" и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией по указанному объекту культурного наследия.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.08.2012 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 27.12.2012 N ВАС-16511/12 по делу NА06-6450/2011 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
ТУ Росимущества Астраханской области письмом от 13.09.2013 N 04-05/4-489 направило истцу заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций 2-х этажного здания- объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по адресу: г. Астрахань, ул. Оленегорская, 4 лит. А. Согласно заключению Государственного предприятия Астраханской области Проектно-технологического треста "Оргтехстрой" от 02.09.2013 N 72, ограждающие кирпичные конструкции, фундаменты, междуэтажные перекрытия, кровля здания-памятника находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, фундаменты, ограждающие кирпичные конструкции, конструкции кровли и междуэтажного перекрытия здания объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, начало XX века" по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани, где зафиксированы дефекты, описанные в техническом заключении Проектно-технологического треста "Оргтехстрой", находятся в общедолевой собственности, а затраты на их содержание в надлежащем техническом состоянии должны осуществляться всеми собственниками солидарно.
Поскольку, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, истец направил в адрес ответчика письмо от 02.10.2013 N 2418/01-19 и предписание от 02.10.2013 N 35 с требованием в двухнедельный срок со дня получения настоящего уведомления, совместно с другими собственниками, принять меры к проведению ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Также в адрес А.И. Кросина было направлено письмо от 14.10.2013 N 2418/01-19 с аналогичными требованиями.
Требования Министерства культуры Астраханской области по сохранению объекта культурного наследия, изложенные в письме от 02.10.2013 N 2418/01-19, и предписание N 35 от 02.10.2013 ТУ Росимущества в Астраханской области исполнены не были, в связи с чем, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 48 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным, земельным законодательством Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В преамбуле упомянутого закона указано, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 33 указанного закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Исходя из статьи 61 Закона N 73-ФЗ ответственность может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается наряду с вышеизложенными мерами привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, целью которой является принудительное имущественное воздействие на нарушителей установленных законом или договором требований по охране таких объектов.
Как следует из материалов дела и вступившего в законную силу решения арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу N А06-6450/2011, постановлением Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 N 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Распоряжением от 23.11.2004 за N 146-р "О передаче и закреплении нежилого помещения, расположенного на 2-м этаже здания по ул. Оленегорская, 4 литер А, г. Астрахани", спорный объект недвижимости передан Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области и закреплен на праве оперативного управления.
Первый этаж здания находится в собственности ИП Кросина А.И., в котором размещается магазин "Книги", второй этаж - в государственной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Согласно представленным документам, объект культурного наследия является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области осуществляет функции собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации.
Факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия выявлен Министерством культуры Астраханской области еще в 2011 году.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу N А06-6450/2011 требования Министерства культуры Астраханской области удовлетворены. Суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия; провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией в объекте культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани в нежилом помещении 6, литер строения А, этаж 2.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлению Министерства культуры Астраханской области от 23.12.2013 N 54-п "Об административном регламенте министерства культуры Астраханской области по исполнению государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" (далее - административный регламент) Министерством в рамках государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и согласно распоряжению министерства от 26.06.2014 N 301-р с 07.07.2014 по 31.07.2014 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТУ Росимущества в Астраханской области, по результатам которой выдано предписание от 01.08.2014 N 11 с требованием в двухнедельный срок со дня получения предписания совместно с другими собственниками принять меры к проведению ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта, являющихся общим имуществом, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу статьи 43 Закона N 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Статьей 47.3. Закона N 73-ФЗ установлена обязанность собственника объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия никем из участников процесса не оспорен.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 43, 45, 47.2, 47, 3 Закона N 73-ФЗ ответчики обязаны принять меры к сохранению объекта культурного наследия, принадлежащего им на праве собственности и провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Заявитель кассационной жалобы не лишен возможности осуществить необходимые мероприятия, предусмотренные законодательством о государственных закупках, в целях исполнения настоящего судебного акта.
В силу статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Нормы гражданского законодательства не содержат исключений по содержанию собственниками нежилых помещений, являющихся общим имуществом.
Настоящий спор рассматривается с декабря 2013 и заявитель кассационной жалобы имел возможность принять надлежащие меры по исполнению возложенных на него законом обязанностей, как на собственника нежилых помещений (предмета спора).
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу N А06-8889/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 47.3. Закона N 73-ФЗ установлена обязанность собственника объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия никем из участников процесса не оспорен.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 43, 45, 47.2, 47, 3 Закона N 73-ФЗ ответчики обязаны принять меры к сохранению объекта культурного наследия, принадлежащего им на праве собственности и провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания.
...
В силу статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8874/16 по делу N А06-8889/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6176/2023
01.12.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9436/2021
13.05.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3228/2021
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8874/16
25.01.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13416/15
26.10.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8889/13
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23398/15
25.02.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-661/15
15.12.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8889/13