г. Казань |
|
22 июня 2016 г. |
Дело N А65-25138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Буслаевой Ю.В., доверенность от 20.10.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СоюзПечать"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 (Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А65-25138/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СоюзПечать" (ОГРН 1031621005723; ИНН 1655070498), Республика Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани во включении в проект разрабатываемой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани объектов торговли ООО "СоюзПечать", указанный в письме N 19137/исх-05-03-09 от 24.07.2015, и обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани устранить нарушение прав заявителя путем внесения объектов нестационарной торговли ООО "СоюзПечать" в разрабатываемую схему размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани на 2016-2020 годы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СоюзПечать" (далее - заявитель, общество, ООО "СоюзПечать") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком м.о. г. Казани, муниципальный орган) о признании незаконным отказа Исполкома м.о. г. Казани во включении в проект разрабатываемой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани объектов торговли ООО "СоюзПечать" по 9-ти адресам в г. Казани, указанный в письме от 24.07.2015 N 19137/исх-05-03-09, и обязании муниципального органа устранить нарушение прав заявителя путем внесения данных 9-ти объектов нестационарной торговли ООО "СоюзПечать" в разрабатываемую схему размещения объектов нестационарной торговли на территории г.Казани на 2016-2020 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако муниципальный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в 2010-2012 г.г. муниципальным органом по результатам проведенных аукционов были предоставлены в аренду на 5 лет ООО "СоюзПечать" для размещения объектов мелкорозничной сети земельные участки площадью 10 кв. м каждый по 9-ти адресам в г. Казани без права возведения капитальных сооружений.
Письмами от 17.06.2015 N 022, 021, от 15.07.2015 N 025, от 16.07.2015 N 027, 028 общество обратилось с заявлением в Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома м.о. г. Казани о продлении срока действия еще на один год ранее заключенных договоров аренды.
Письмами Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома м.о. г. Казани от 24.06.2015 N 9445/кзио-исх, от 28.07.2015 N 11472/кзио-исх, от 25.06.2015 N 9462/кзио-исх обществу разъяснено, что предоставление земельных участков в аренду на новый срок с использованием преимущественного права невозможно; реализация прав на земельные участки осуществляется на аукционах; размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов: подготовлен новый проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2015 - 2019 годы, проходящий процедуру согласования, проведение аукционов по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов возможно после утверждения указанной схемы.
Общество в связи с окончанием 12.08.2015 срока действия двух договоров аренды земельных участков письмом от 24.06.2015 N 024 обратилось к мэру г. Казани с просьбой оказать содействие в утверждении плана-схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани на 2016-2020 годы до 31.07.2015 и включить в нее арендуемые обществом земельные участки.
Письмом Исполкома м.о. г. Казани от 24.07.2015 N 19137/исх.-05-03-09 обществу сообщено, что разработан проект новой схемы размещения нестандартных торговых объектов на территории г. Казани, которая находится на согласовании в структурных подразделениях Исполкома; запрашиваемые обществом адреса не вошли в проект указанной схемы в связи с достаточной обеспеченностью стационарными объектами.
Полагая, что Исполкомом м.о. г. Казани незаконно отказано обществу во включении нестационарных торговых объектов по 9-ти адресам в разрабатываемую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани на 2016-2020 годы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям Исполкома.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани утверждена постановлением Исполкома м.о. г. Казани от 05.08.2011 N 4382.
Судом первой инстанции установлено, что данная схема является действующей и содержит места размещения принадлежащих заявителю нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2016-2020 годы не утверждена, пересмотр размещения нестационарных торговых объектов не производился, изменения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, предусматривающие исключение из нее адресов, по которым располагаются объекты заявителя, не вносились. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что содержащиеся в письме Исполкома м.о. г. Казани от 24.07.2015 N 19137/исх-05-03-09 сведения носят информационный характер, данное письмо не является ни решением, ни действием, влекущими негативные последствия для заявителя, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для заявителя указаний, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствует осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности или каким-либо иным образом нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что проект разрабатываемой схемы размещения проходит согласования и может быть видоизменен, утвержденная схема может отличаться от разрабатываемого проекта. Невключение в проект разрабатываемой новой схемы размещения объектов нестационарной торговли объектов заявителя не может быть расценено как нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
По правилам главы 24 АПК РФ в арбитражных судах рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Оспаривание в арбитражных судах проектов ненормативных правовых актов, не принятых в установленном законом порядке и не вступивших в законную силу, АПК РФ не предусмотрено.
Законом N 381-ФЗ, регулирующим размещение нестационарных торговых объектов, также не предусмотрены полномочия суда по обязанию органов местного самоуправления включать в разрабатываемый или проходящий процедуру согласования проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов какие-либо объекты.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу N А65-25138/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
...
Законом N 381-ФЗ, регулирующим размещение нестационарных торговых объектов, также не предусмотрены полномочия суда по обязанию органов местного самоуправления включать в разрабатываемый или проходящий процедуру согласования проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов какие-либо объекты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2016 г. N Ф06-9874/16 по делу N А65-25138/2015