г. Казань |
|
01 августа 2016 г. |
Дело N А55-19740/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2016 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
закрытого акционерного общества "АТУ-7" - Воротынской О.Л., доверенность от 15.02.2016,
общества с ограниченной ответственностью "АТУ" - Воротынской О.Л., доверенность от 15.02.2016,
мэрии городского округа Тольятти Самарской области - Ушакова Р.А., доверенность от 18.07.2016 N 5519/1,
закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод автоагрегатов" - Веселовой Н.С., доверенность от 15.10.2015, Кузиной Ю.А., доверенность от 19.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АТУ-7"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2016 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-19740/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "АТУ-7", Самарская область, г. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "АТУ", Самарская область, г. Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти Самарской области, о признании незаконным постановления, при участии в деле третьих лиц: закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод автоагрегатов", г. Тольятти, Лупановой Антонины Тимофеевны, Самарская область, г. Тольятти, Герасимова Валентина Николаевича, Самарская область, г. Тольятти, Белобородовой Ольги Владимировны, Самарская область, г. Тольятти, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "АТУ-7" (далее - общество "АТУ-7") и общество с ограниченной ответственностью "АТУ" (далее - общество "АТУ") обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - Мэрия) от 24.07.2015 N 2362-п/1 (в редакции постановления Мэрии от 04.09.2015 N 2891-п/1) в части отмены распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.06.2014 N 4417-р/5 и об обязании Мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия решения об отмене постановления Мэрии от 24.07.2015 N 2362-п/1 (в редакции постановления Мэрии от 04.09.2015 N2891-п/1) в части отмены распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.06.2014 N 4417-р/5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Тольяттинский завод автоагрегатов" (далее - общество "ТЗА"), Лупанова Антонина Тимофеевна, Герасимов Валентин Николаевич, Белобородова Ольга Владимировна, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "АТУ-7" просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304060:546 в границах спорного земельного участка не означает, что произошло вкрапливание. Гражданским законодательством предусмотрено установление сервитутов в случае отсутствия прохода (проезда) земельного участка. Также общество "АТУ-7" ссылается на неправомерность отмены органом местного самоуправления в порядке самоконтроля ранее принятого им ненормативного правового акта и на злоупотребление Мэрией своими правами.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами, на основании заявлений общества "АТУ-7" и общества "АТУ" распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.06.2014 N 4417-р/5 утверждена схема расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:09:0304060, входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 32 841 кв. м, формируемого в границах территориальной зоны Ж-2 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольское шоссе, 39.
Указанным постановлением установлены ограничения в использовании земельного участка в виде частного сервитута (проход, проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0304060:35, 63:09:0304060:546, 63:09:0304060:594, 63:09:0304060:3, 63:09:0304060:539), ограничения в использовании испрашиваемого земельного участка в охранной зоне канализации, водопровода, теплосети, линии связи, подземных КЛ электропередачи 0,4 кВ, 6 кВ, подземного газопровода.
Постановлением Мэрии от 24.07.2015 N 2362-п/1 указанное распоряжение отменено со ссылкой на обращение общества "ТЗА" (от 23.10.2014 вх. N 10415-вх/5) и решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 14.05.2015 N 63-00-119/15-44071 о приостановлении кадастрового учета.
Постановлением Мэрии от 04.09.2015 N 2891-п/1 в постановление от 24.07.2015 N2362-п/1 внесены изменения: преамбула указанного постановления дополнена ссылкой на обращение общества "ТЗА" от 08.06.2015 вх. N 5888-вх/1 и на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Общество "АТУ-7" и общество "АТУ", ссылаясь на то, что постановления Мэрии от 24.07.2015 N 2362-п/1 и от 04.09.2015 N 2891-п/1 не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 указанного Закона определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу указанной правовой нормы и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-О, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований части 5 статьи 200 АПК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что образование земельного участка на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.06.2014 N 4417-р/5 приводит к вкрапливанию, поскольку в границы образуемого земельного участка полностью входит земельный участок площадью 11 247 кв. м с кадастровым номером 63:09:0304060:546, принадлежащий на праве собственности обществу "ТЗА" (свидетельство о государственной регистрации права от 25.04.2013 серии 63-АЛ N 048375), и на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества.
Заключением кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Право. Изыскания. Кадастр." от 12.02.2016 подтверждается, что образование земельного участка площадью 32 841 кв. м согласно схеме, утвержденной распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.06.2014 N 4417-р/5, без учета пространственных особенностей расположения уже существующих землепользований приведет к вкрапливанию в данную территорию уже существующих землепользований, в том числе земельного участка общества "ТЗА" с кадастровым номером 63:09:0304060:546, в результате чего этот земельный участок будет лишен самостоятельного непосредственного доступа к землям общего пользования.
Поскольку при утверждении схемы расположения земельного участка были нарушены требования пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе был отменить ранее принятый им правовой акт, противоречащий законодательству.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых постановлений незаконными и квалификации действий Мэрии как злоупотребление правами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу N А55-19740/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 48 указанного Закона определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу указанной правовой нормы и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-О, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований части 5 статьи 200 АПК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
...
Поскольку при утверждении схемы расположения земельного участка были нарушены требования пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе был отменить ранее принятый им правовой акт, противоречащий законодательству."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2016 г. N Ф06-11154/16 по делу N А55-19740/2015
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11154/16
01.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8917/16
28.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3156/16
02.03.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-505/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19740/15