г. Казань |
|
31 августа 2016 г. |
Дело N А65-16038/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
ответчика - КотанджянаА.Л., доверенность от 01.01.2016,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллина Марата Фоатовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2016 (судья Андреев К.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-16038/2015
по исковому заявлению Исполнительного Комитета муниципального образования город Набережные Челны РТ, г. Набережные Челны, Республика Татарстан (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллину Марату Фоатовичу, п. Суровка, Тукаевский район, Республика Татарстан (ОГРН 304163909800010, ИНН 163900017109) о взыскании 9 891 642 руб. задолженности, 2 884 034 руб. 90 коп. неустойки, о расторжении договора от 01.06.2004 N 99/04-с,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллину Марату Фоатовичу (далее - Габдуллин М.Ф.), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании долга за пользование земельным участком с кадастровым номером 16:52:020202:54 площадью 13 233 кв. м в размере 9 877 371 руб. за период с 01.03.2013 по 31.05.2015, пеней в размере 2 867 572,69 руб. за период с 15.06.2014 по 01.07.2015, о расторжении договора аренды от 01.06.2004 N 99/04-с.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2016 исковые требования в части расторжения договора аренды земельного участка оставлены без рассмотрения, в остальной части иск удовлетворен в части взыскания с Габдуллина М.Ф. в пользу Исполкома 9 877 371 руб. долга, 2 867 572,69 руб. пеней.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Габдуллин М.Ф. просит принятые по делу судебные акты в части взыскания задолженности по арендной плате и пеней отменить, в удовлетворении иска в указанной части отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что расчет задолженности и пеней по договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с, представленный Исполкомом, является неправильным и не соответствует нормам действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их в части удовлетворения иска о взыскании долга и пеней подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Тукаевского района от 24.05.2004 N 485 между администрацией Тукаевского района (арендодатель) и Габдуллиным М.Ф. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с, по условиям которого арендодатель передает арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:39:07: 14 01:0014, общей площадью 23 857 кв. м, расположенный по адресу Республика Татарстан, Тукаевский район, земли ПК "Суыксу", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - крестьянское (фермерское) хозяйство.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 договора аренды годовой размер арендной платы составляет на момент подписания договора 91,85 руб. и вносится за каждый месяц не позднее пятого числа текущего месяца в течение всего срока действия договора.
Согласно пункту 6.1 договора срок аренды установлен на 49 лет, с 01.07.2004 по 01.07.2053.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок был передан Габдуллину М.Ф. по акту приема-передачи от 01.06.2004.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:071401:14 был исключен из границ земель муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" и включен в границы земель муниципального образования "город Набережные Челны", вышеуказанному земельному участку 06.12.2007 был присвоен кадастровый номер 16:52:020202:10.
Постановлением Исполкома от 17.12.2013 N 7612 земельный участок с кадастровым номером 16:52:020202:10 был разделен на три земельных участка: площадью 13 233 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 16:52:020202:54; площадью 10 482 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 16:52:020202:55; площадью 142 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 16:52:020202:56.
Указанным постановлением прекращено право аренды в отношении земельного участка площадью 142 кв. м с кадастровым номером 16:52:020202:56. В отношении земельного участка площадью 10 482 кв. м с кадастровым номером 16:52:020202:55 между Исполкомом и Габдуллиным М.Ф. заключен договор аренды земельного участка от 27.02.2014 N 4215-АЗ сроком до 01.07.2053.
Пунктом 3 постановления Исполкома от 17.12.2013 N 7612 в отношении спорного земельного участка площадью 13 233 кв. м с кадастровым номером 16:52:020202:54 принято решение о заключении с Габдуллиным М.Ф. дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления земельному участку площадью 13 233 кв. м (кадастровый номер 16:52:020202:54) установлен вид разрешенного использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Исполком направил в адрес Габдуллина М.Ф. дополнительное соглашение от 27.02.2014 к договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с.
Не согласившись с пунктом 3.4 дополнительного соглашения от 27.02.2014, согласно которому величина годовой арендной платы за земельный участок на момент заключения договора составляет 4 558 418 руб., Габдуллин М.Ф. направил в адрес Исполкома протокол разногласий от 22.05.2014 с установлением годовой величины арендной платы за земельный участок на момент заключения договора в размере 1 147 350 руб., который Исполкомом был отклонен.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2014 по делу N А65-18150/2014 удовлетворены исковые требования Габдуллина М.Ф. о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:020202:54, площадью 13 233 кв. м, определив её в размере его рыночной стоимости - 20 095 544 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2015 по делу N А65-21539/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2016, на Исполком возложена обязанность заключить с Габдуллиным М.Ф. дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:020202:54 площадью 13 233 кв. м, изложив пункт 3.2 дополнительного соглашения в следующей редакции: условия настоящего соглашения распространяются на правоотношения сторон, возникшие с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; изложив абзац 1 пункта 3.4 дополнительного соглашения в следующей редакции: величина годовой арендной платы за земельный участок составляет 3 014 331 руб. 60 коп.; абзац 2 пункта 3.4 дополнительного соглашения от 27.02.2014 - исключен.
Исполком, ссылаясь на то, что у Габдуллина М.Ф. имеется задолженность за пользование земельным участком площадью 13 233 кв. м с кадастровым номером 16:52:020202:54 за период с 01.03.2013 по 31.05.2015 в размере 9 877 371 руб., на сумму задолженности начислены пени в размере 2 867 572,69 руб. за период с 15.06.2014 по 01.07.2015, обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании указанной суммы долга и пеней, а также о расторжении договора аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с.
Суд первой инстанции, установив, что Исполкомом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный действующим законодательством, оставил требования Исполкома о досрочном расторжении договора аренды земельного участка от 01.06.2004 N 99/04-с без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
В указанной части судебные акты лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке не обжалуются.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании суммы задолженности и пеней, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310 606, 614 ГК РФ, в соответствии с которыми арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), признали расчет суммы долга правильным, соответствующим критериям, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю", которым определен порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (при определении размера арендной платы используется, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка и поправочный коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка).
Также судами указано, что расчет арендной платы произведен Исполкомом с учетом кадастровой стоимости земельного участка, определенной вступившим в законную силу решением суда по делу N А65-18150/2014.
Однако из представленного в материалы дела расчета арендной платы следует, что за период с марта 2013 года по февраль 2015 года Исполком исчислял арендную плату исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 30 389 452,17 руб., а с марта 2015 года - из кадастровой стоимости земельного участка, равной 20 095 544 руб.
Между тем, признавая данный расчет правильным, судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 21.07.2014) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2014 по делу N А65-18150/2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 20 095 544 руб.
Учитывая, что Габдуллин М.Ф. подал в суд заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 31.07.2014, то новая кадастровая стоимость в размере 20 095 544 руб. подлежала применению с 01.01.2014, в то время как Исполком при расчете задолженности по арендной плате за период с января 2014 года по февраль 2015 года исходил из кадастровой стоимости земельного участка, равной 30 389 452,17 руб.
Таким образом, вывод судов о том, что расчет суммы долга за указанный период, а также соответствующих пеней, является правильным, суд кассационной инстанции находит не соответствующим нормам права.
Кроме того, взыскивая задолженность по арендной плате за земельный участок площадью 13 233 кв. м с кадастровым номером 16:52:020202:54 за период с 01.03.2013, суды не приняли во внимание, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет только 04.10.2013, а пунктом 4 постановления Исполкома от 17.12.2013 N 7612 в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Ссылаясь на постановление Исполкома от 19.02.2013 N 1195, которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 13 233 кв. м "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания", суды не учли, что данное постановление было принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:020202:36, в то время как спорный земельный участок имеет кадастровый номер 16:52:020202:54.
Также признавая правильным расчет пеней, начисленных Исполкомом за период с 15.06.2014 по 01.07.2015 на сумму задолженности исходя из размера 0,1 % от просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки, установленного пунктом 5.2 дополнительного соглашения от 27.02.2014 к договору аренды от 01.06.2004 N 99/04-с, суды не приняли во внимание решение арбитражного суда от 02.12.2015 по делу N А65-21539/2015, которым пункт 3.2 дополнительного соглашения изложен в редакции: "условия настоящего соглашения распространяются на правоотношения сторон, возникшие с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, дополнительное соглашение считается заключенным только с момента его государственной регистрации, в связи с чем Исполком не вправе был рассчитывать пени в размере 0,1 % от суммы задолженности, установленной в дополнительном соглашении от 27.02.2014, в то время как в договоре аренды от 01.06.2004 N 99/04-с предусмотрено, что за нарушение условий договора арендатор уплачивает штраф в размере 5% суммы годовой арендной платы.
Поскольку судами при проверке правильности произведенного расчета арендной платы нарушены нормы материального права, а также не полностью выяснены указанные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего дела, что привело к неправомерному увеличению арендной платы, а соответственно и неправильному исчислению пеней за просрочку платежей, что согласно статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, правильно применить нормы права, условия договора аренды, заключенного между сторонами, и вынести правомерный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по делу N А65-16038/2015 в части удовлетворения иска о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллина Марата Фоатовича, п. Суровка, Тукаевский район (ОГРН 304163909800010, ИНН 163900017109) в пользу Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166) 9 877 371 руб. долга, 2 867 572,69 руб. пени отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2016 г. N Ф06-12196/16 по делу N А65-16038/2015