Положение
об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов
РД-08-296-99
(утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России
от 6 июля 1999 г. N 49)
Дата введения 1 июля 2000 г.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 декабря 2007 г. N 860 постановление Госгортехнадзора РФ от 6 июля 1999 г. N 49, утвердившее настоящее Положение, признано не подлежащим применению
Настоящее Положение введено в действие постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2000 г. N 30
1. Область применения
1.1. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (далее Положение) устанавливает требования к организации технического надзора на объектах магистральных трубопроводов в целях обеспечения безопасной транспортировки опасных продуктов (нефти, газа, газового конденсата продуктов их переработки и жидкого аммиака).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст. 657);
Гражданским кодексом Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
Требованиями нормативных документов Госгортехнадзора России. В нем учтены также требования международных стандартов ИСО серии 9000 и европейского стандарта ЕН 45004.
1.3. Положение предназначено для организаций, осуществляющих деятельность в области: технического надзора за качеством строительства; проектирования; строительства; капитального ремонта; реконструкции; эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, включая организации, выполняющие функции Заказчика.
1.4. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в области проектирования, строительства, технического надзора за качеством строительства и эксплуатацией объектов магистральных трубопроводов.
2. Основные определения
2.1. Надзор за качеством - непрерывное (постоянное или регулярно повторяемое) наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ рабочей, проектной и исполнительной документации с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются (ИСО 8402.1995).
2.2. Объекты магистральных трубопроводов - линейная часть трубопроводов, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные станции, резервуарные парки, трубопроводные части морских терминалов.
2.3. Технический надзор за объектами магистральных трубопроводов - процедура проверки качества работ с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.
2.4. Орган технического надзора - юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на право ведения технического надзора на магистральных трубопроводах.
2.5. Заказчик - юридическое лицо, осуществляющее в процессе строительства* функции, регламентируемые законодательством, в числе которых право и обязанность по организации технического надзора.
2.6. Проектант - юридическое лицо, осуществляющее по техническому заданию "Заказчика" разработку проектной документации на строительство.
2.7. Подрядчик - организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющая строительство объектов магистральных трубопроводов в соответствии с требованиями нормативной, технической и проектной документации.
2.8. Нормативный документ - документ, устанавливающий нормы и правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности.
2.9. Технический регламент - нормативный документ, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с определенным видом деятельности процессы и методы производства.
Примечание:
К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера, государственные стандарты Российской Федерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований к проектированию, капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов магистральных трубопроводов, нормы и правила Госгортехнадзора России, как федерального органа исполнительной власти специально уполномоченного в области промышленной безопасности, в компетенцию которого входит установление обязательных требований в области безопасной транспортировки по трубопроводам опасных продуктов.
3. Общие положения
3.1. Настоящее Положение определяет требования к порядку проведения, процедурам и организации технического надзора, а также к порядку взаимодействия между Заказчиком, Подрядчиком, органами технического надзора, Госгортехнадзором России и его территориальными органами.
3.2. Положение распространяется на виды деятельности, связанные с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям для объектов строительства магистральных трубопроводов для транспортировки опасных продуктов.
Примечание:
Определение соответствия объектов строительства магистральных трубопроводов требованиям норм и проектным решениям включает проверку технической документации изготовителей (поставщиков), подтверждающей качество оборудования и материалов, обоснованных проектом и применяемых на объекте строительства, капитального ремонта или реконструкции.
3.3. Процедуры технического надзора за соблюдением требований нормативных документов, проектных решений и качеством строительства объектов магистральных трубопроводов (далее "Технический надзор за качеством строительства") могут включать следующие виды деятельности:
- анализ проектной документации на контролепригодность проектных решений;
- проверка на соответствие нормам, правилам (в т.ч. проектным решениям), документации на оборудование и материалы; спецификаций на оборудование и материалы, а также документального подтверждения функционирования системы обеспечения качества на заводах изготовителях;
- надзор за проведением Подрядчиком входного контроля качества материалов, изделий и оборудования, поступающих на объекты строительства и места складирования;
- проверка готовности строительно-монтажных организаций к выполнению работ по реализации проекта;
- проверка соответствия процесса производства работ, качества работ и выявление отклонений (далее - "несоответствий") от проекта, нормативных документов и технических регламентов;
- осуществление приемки скрытых работ с оформлением соответствующей документации или соответствующих разрешений;
- проведение в рамках технического надзора сплошного или выборочного контроля качества работ Подрядчика с использованием визуального, инструментальных и физических методов контроля;
- проведение испытаний материалов, используемых при строительстве, на соответствие спецификациям изготовителя;
- взаимосвязь с разработчиком проекта при необходимости внесения изменений в проект и согласование вносимых Проектантом изменений в проект;
- координация деятельности служб качества подрядных организаций;
- подтверждение объемов работ, выполненных Подрядчиком.
3.4. Работы в области технического надзора проводят Орган технического надзора, действующий на основании соответствующих лицензий, или специализированная служба технического надзора "Заказчика", осуществляющая по договору (распоряжению) и на основании соответствующей лицензии "Заказчика" технический надзор за качеством строительства объектов магистральных трубопроводов.
3.5. Лицензии на право осуществления технического надзора выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.
Контроль за соблюдением органами технического надзора требований и условий действия лицензии осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком, действующим законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями.
4. Порядок взаимодействия между участниками строительства
Порядок взаимодействия между участниками строительства - Заказчиком, Проектантом, Подрядчиком, органами технического надзора, территориальными органами Госгортехнадзора России, а также права и обязанности сторон в отношении друг друга определяются действующим законодательством, положениями, регламентирующими деятельность сторон, требованиями нормативных документов и существующими договорными отношениями.
4.1. Ответственность участников строительства
4.1.1. Заказчик несет ответственность:
4.1.1.1. за обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации по строительству объектов магистральных трубопроводов на соответствие нормативным документам;
4.1.1.2. за качество и соответствие требованиям нормативных документов и проектным решениям объектов, связанных с транспортировкой опасных продуктов (в т.ч. за строительство, капитальный ремонт и реконструкцию магистральных трубопроводов), в рамках прав и обязанностей, предоставленных ему договорными отношениями и действующим законодательством;
4.1.1.3. за регистрацию проектной документации в территориальном органе Госгортехнадзора России, выдачу подрядчику разрешения на начало строительства и своевременное информирование территориального органа Госгортехнадзора России о начале строительства;
4.1.1.4. за согласование изменений проектных решений, проводимых при строительстве объектов магистральных трубопроводов, с Проектантом;
4.1.1.5. за обеспечение Подрядчика и Органа технического надзора рабочей документацией на строительство объекта магистрального трубопровода;
4.1.1.6. за принятые у Подрядчика объемы работ, качество которых не подтверждено Органом технического надзора;
4.1.1.7. за своевременное получение разрешения Госгортехнадзора России на применение импортного технологического оборудования;
4.1.1.8. за заключение договора с Органом технического надзора на осуществление технического надзора за качеством строительства или за эффективное функционирование специализированной службы технического надзора "Заказчика" при наличии таковой;
4.1.1.9. за заключение договора с Проектантом при необходимости организации проведения авторского надзора за ходом строительства.
4.1.1.10. за представление по требованию территориального органа Госгортехнадзора России сведений о допущенных отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов.
4.1.2. Проектант несет ответственность:
4.1.2.1. за обеспечение соответствия проектной документации на строительство объекта магистрального трубопровода и выбора оборудования, технических изделий, устройств и материалов требованиям нормативных документов;
4.1.2.2. за осуществление авторского надзора за ходом строительства;
4.1.2.3. за изменения, вносимые в проектную документацию и проведение экспертизы промышленной безопасности проектных решений;
4.1.3 Орган технического надзора несет ответственность:
4.1.3.1. за информирование Подрядчика об его обязанностях по соблюдению требований нормативных документов и технических регламентов;
4.1.3.2. за проверку и подтверждение готовности Подрядчика к реализации целей проекта (наличие лицензий, оснащенность квалифицированным персоналом, оснащенность техникой, соответствие лабораторий контроля качества работ определенным требованиям, укомплектованность участков строительства проектной и другой нормативно-технической документацией);
4.1.3.3. за проверку и подтверждение соответствия требованиям нормативной и проектной документации материалов, строительных конструкций, оборудования, монтажных узлов, поступающих на место производства строительно-монтажных работ (кроме проверки соответствия сертификационных параметров);
4.1.3.4. за непрерывный надзор в процессе производства за качеством строительно-монтажных работ на соответствие требованиям нормативных документов и проектной документации, включая, но не ограничивая следующее:
а) инженерную подготовку трассы трубопровода или строительной площадки;
б) приемку труб, их транспортирование и складирование;
в) приемку и хранение сварочных, изоляционных и других материалов, конструкций и оборудования;
г) сварочно-монтажные работы на стендах, транспортировка секций труб на трассу, сварочно-монтажные работы на трассе, неразрушающий производственный контроль сварных соединений;
д) подготовку траншеи;
е) изоляционные и укладочные работы;
ж) сооружение переходов трубопроводов через естественные и искусственные преграды;
з) балластировку и закрепление трубопроводов;
и) засыпку трубопровода и рекультивацию;
к) сооружение переходов через водные преграды, выделенные в самостоятельный комплекс;
л) строительство системы электрохимической защиты от коррозии, системы связи, автоматики и телемеханики, вдоль трассовых линий электропередач;
м) монтаж запорной арматуры, оборудования приема-запуска внутритрубных средств;
н) сооружение наземных и надземных объектов магистральных трубопроводов (резервуарные парки, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции и другие объекты);
о) проведение очистки и испытания на прочность и герметичность;
п) прочие работы? выполняемые на объектах магистральных трубопроводов Подрядчиком.
4.1.3.5. за информирование Заказчика о качестве работ, выполняемых Подрядчиком, обоснованности предлагаемых им изменений проекта, а также по любым отказам Подрядчика выполнять требования нормативных документов;
4.1.3.6. за проверку результатов работы лабораторий контроля качества Подрядчика с осуществлением дублирующего (в установленном порядке) инструментального контроля физическими методами;
4.1.3.7. за приемку скрытых работ и контроль за своевременным и правильным оформлением исполнительной документации;
4.1.3.8. за выдачу Подрядчику предписаний на устранение выявленных несоответствий требованиям нормативных документов и проектной документации и последующий контроль за устранением выявленных несоответствий;
4.1.3.9. за подтверждение объемов и качества выполненных Подрядчиком работ, их соответствие требованиям нормативных и проектных документов;
4.1.3.10. за своевременное информирование Заказчика и территориальных органов Госгортехнадзора России о прекращении или приостановке технического надзора за качеством строительства по любым причинам;
4.1.3.11. за обоснованность своего решения о приостановке технического надзора за качеством строительства и своевременное информирование об этом Заказчика;
4.1.3.12. за обязательное предоставление информации территориальным органам Госгортехнадзора России по указанию Заказчика обо всех отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов;
4.1.3.13. за обоснованность своего решения о приостановке строительства и своевременное уведомление об этом Заказчика и территориального органа Госгортехнадзора России.
4.1.4. Территориальный орган Госгортехнадзора России несет ответственность:
4.1.4.1. за регистрацию представленной Заказчиком проектной документации;
4.1.4.2. за своевременную выдачу предписания о приостановке строительства до устранения следующих нарушений:
а) технический надзор за качеством строительства не соответствует требованиям нормативных документов;
б) качество строительства не соответствует требованиям нормативных документов и проектной документации;
4.1.4.3. за выдачу предписания о приостановке строительства в случаях если:
а) строительство объекта ведется без разрешения Заказчика и информирования территориального органа Госгортехнадзора России;
б) строительство объекта ведется без участия Органа технического надзора;
в) Подрядчик не соблюдает требований нормативной и проектной документации и не устраняет отступления от них;
г) строящийся объект не отвечает требованиям нормативных документов;
д) условия производства работ на строительной площадке не отвечают требованиям безопасности.
4.1.5. Подрядчик несет ответственность:
4.1.5.1. за качество и выполнение строительно-монтажных работ безопасными методами в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных документов;
4.1.5.2. за приемку труб, оборудования и материалов, их транспортирование, складирование и хранение;
4.1.5.3. за обеспечение реализации проекта в установленной последовательности, с применением оборудования и материалов, предусмотренных проектом и отвечающих требованиям нормативных документов;
4.1.5.4. за своевременное уведомление Заказчика и Проектанта о выявленных в проектной документации несоответствиях требованиям нормативной документации;
4.1.5.5. за обеспечение выполнения персоналом предписаний Федеральных органов надзора и Органа технического надзора в части соблюдения требований нормативных документов и устранения несоответствий;
4.1.5.6. за своевременное и качественное оформление исполнительной документации на выполненные строительно-монтажные работы;
4.1.5.7. за передачу заказчику комплекта исполнительной документации на построенный объект.
5. Организация технического надзора
5.1. Требования к органу технического надзора.
5.1.1. Для технического надзора за качеством строительства рекомендуется привлекать независимую организацию, являющуюся юридическим лицом (Орган технического надзора), обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства, и имеющую право (лицензию) на осуществление данного вида деятельности (орган технического надзора - типа А).
5.1.2. Разрешается привлекать к выполнению функций органа технического надзора за качеством строительства специализированную службу Заказчика, обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства, действующую при наличии у нее лицензии на осуществление данного вида деятельности (орган технического надзора - типа В).
5.1.3. При ремонте и реконструкции объекта магистрального трубопровода, связанных с ликвидацией аварии, аварийной ситуации или опасных условий эксплуатации, разрешается выполнение функций технического надзора за качеством ремонта или реконструкции этого объекта специалистами эксплуатационного персонала, прошедшими специальное обучение, аттестацию и освобожденными на время проведения надзора от выполнения других должностных обязанностей (орган технического надзора - типа С).
5.2. Организация и управление.
5.2.1. Орган технического надзора должен иметь организационную структуру, которая позволяет обеспечить квалифицированное выполнение его технических функций.
5.2.2. Орган технического надзора должен определить и документально оформить виды ответственности, структуру и порядок отчетности в организации. Там, где орган имеет службы неразрушающего контроля и испытаний, должны быть четко определены и разграничены функции всех участников процесса технического надзора.
Служба неразрушающего контроля и испытаний должна быть аттестована в установленном порядке.
5.2.3. Орган технического надзора:
5.2.3.1. должен иметь технического руководителя, имеющего подтвержденную квалификацию и опыт работы в данной области, который несет полную профессиональную ответственность за деятельность организации в соответствии с требованиями нормативных документов; технический руководитель должен являться постоянным служащим Органа технического надзора;
5.2.3.2. должен быть укомплектован персоналом, прошедшим обучение и аттестацию в установленном порядке;
5.2.3.3. должен применять оборудование и средства неразрушающего контроля по своим техническим характеристикам не ниже, чем у организации - Подрядчика;
5.2.3.4. должен иметь задокументированную систему обеспечения качества, соответствующую требованиям стандартов ИСО серии 9000, либо (до 2001 года) иные документы, подтверждающие качественное ведение технического надзора.
5.2.4. Орган технического надзора при заключении договора с Заказчиком должен согласовать перечень услуг по организации технического надзора, учитывающий сложность проекта строительства. Перечень услуг по организации технического надзора является неотъемлемой частью договора и оформляется в виде обязательного приложения к основному договору.
5.3. Требования к порядку проведения технического надзора на этапе, предшествующем началу строительных работ:
5.3.1. Для регистрации проекта строительства объекта Заказчик направляет в территориальный орган Госгортехнадзора России заявление установленного образца с приложением к последнему:
а) проектной документации;
б) копии Перечня услуг по организации технического надзора;
в) заключения о проведении экспертизы промышленной безопасности.
5.3.2. Срок рассмотрения представленной по п. 5.3.1 документации не должен превышать одного месяца со дня ее представления в территориальный орган Госгортехнадзора России.
5.3.3. При подтверждении соответствия проектной документации требованиям нормативных документов и выполнении требования пункта 5.3.1. территориальный орган Госгортехнадзора России регистрирует проект и выдает Заказчику уведомление в письменном виде о регистрации.
5.3.4. Решение территориального органа Госгортехнадзора России об отказе в регистрации проекта строительства может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или арбитражном суде.
5.3.5. Разрешение проекта строительства теряет силу в следующих случаях:
а) при смене Заказчика;
б) если строительство не было начато в течение одного календарного года;
в) если строительство прекращено на срок более одного календарного года.
5.3.6. Заказчик обязан не менее чем за 24 часа до начала строительства уведомить территориальный орган Госгортехнадзора России о дате начала строительства и местонахождении объекта.
5.4. Требования к порядку проведения технического надзора в процессе строительства.
5.4.1. Подрядчик после получения разрешения на начало строительства, разрабатывает план-график строительства, согласовывает его с Заказчиком, информирует Орган технического надзора, а затем приступает к реализации проекта.
5.4.2. Орган технического надзора обеспечивает представление услуг по надзору за качеством строительства в соответствии с перечнем обязанностей и ответственностей, указанных в п.3.3 настоящего Положения. В процессе строительства Орган технического надзора отчитывается перед Заказчиком и по требованию территориального органа Госгортехнадзора России представляет информацию о ходе строительства и выявленных несоотвествиях# проектной документацией через Заказчика.
5.4.3. Территориальный орган Госгортехнадзора России проверяет процесс реализации проекта на соответствие требованиям нормативных документов и выполнение Органом технического надзора функций по надзору за качеством строительства. При обнаружении грубых систематических нарушений территориальный орган Госгортехнадзора России может направить Заказчику представление на замену Подрядчика и Органа технического надзора.
5.4.4. Подрядчик своевременно устраняет недостатки, нарушения, несоответствия проектным решениям и требованиям нормативных документов, выявленные Органом технического надзора.
5.4.5. В случае необходимости внесения изменений в проект Проектант проводит согласование в установленном порядке. В случаях если изменения значительны, Проектант через Заказчика представляет их с соответствующими согласованиями заключением по экспертизе промышленной безопасности в территориальный орган Госгортехнадзора России.
К значительным изменениям относятся: серьезные изменения трассы трубопровода, при которых меняются условия прокладки, изменения конструкций отдельных ответственных узлов (замена подземной прокладки на надземную, замена типов компенсаторов и др.).
В случаях эквивалентной замены типа изоляции, технических условий на трубы, типа балластировки и т.д. сохраняется обычный порядок согласования изменений без проведения экспертизы промышленной безопасности.
5.4.6. По окончании строительства и завершения испытаний объекта Подрядчик представляет готовый объект Рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и передает Заказчику комплект исполнительной документации. Заказчик представляет построенный объект к приемке Государственной комиссии.
5.5. После подписания акта приемки объекта членами Государственной комиссии реализация проекта считается завершенной, а построенный объект принятым в эксплуатацию.
______________________________
* Примечание: здесь и далее по тексту понятие строительство подразумевает также капитальный ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов РД-08-296-99 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июля 1999 г. N 49)
Текст документа официально опубликован не был
Дата введения 1 июля 2000 г.
Разработан Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора РФ, Научно-учебным центром "Контроль и диагностика", ПО "Спецнефтегаз", АО ВНИИСТ
Представлен и внесен Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора РФ
Редакционная Коллегия: Дадонов Ю.А. (Председатель), Мокроусов С.Н. (заместитель председателя), Стандрик Р.А., Джарджиманов А.С., Демченко Ю.В., Волкова Н.Н., Галяутдинов А.Б., Ланге Б.С., Карпенко Г.В., Лобач В.П., Пятов А.Д., Хоменко В.И., Эристов В.И., Яковлева Н.С.? Крылов Ю.В.
Настоящее положение введено в действие постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2000 г. N 30
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 декабря 2007 г. N 860 постановление Госгортехнадзора РФ от 6 июля 1999 г. N 49, утвердившее настоящее Положение, признано не подлежащим применению