г. Казань |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А12-8130/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Нафиковой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Дроздовой Е.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца- Каглик М.П. (доверенность от 22.12.2015),
ответчика- Архипенковой А.А. (доверенность от 11.03.2016 N 77),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.06.2016 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-8130/2016
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл - Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928) о взыскании 728 289 руб. 30 коп. долга и 32 455 руб. 27 коп. пеней,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл - Волгоградэнерго" (далее - ООО "Лукойл - Волгоградэнерго", ответчик) о взыскании 728 289 руб. 30 коп. долга и 32 455 руб. 27 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 01.08.2005 N 3827аз аренды земельного участка площадью 599 178 кв.м., кадастровый номер 34:35:020201:435, расположенного в г. Волжский Волгоградской области, автодорога N 7,19, предоставленного под Волжскую ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений, дополнительного соглашения от 09.10.2015 N 10 к нему и мотивированы тем, что ответчик в период с 01.10.2015 по 31.12.2015 не исполнил обязанность по уплате арендной платы в размере и сроки, предусмотренные нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Решением от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016, Арбитражный суд Волгоградской области в иске отказал.
В кассационной жалобе Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы что указывает, что земельный участок, являющийся объектом аренды, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и в спорный период годовой размер арендной платы за такие земельные участки определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Волгоградской области; утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы, а также приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лукойл - Волгоградэнерго" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон спора не находит оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также условия спорного договора аренды земельного участка, руководствуясь статьями 39.7, 49, 65 ЗК РФ, статьей 614 ГК РФ, пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, установили факт отсутствия долга по уплате арендной платы в спорный период.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что истец, являющийся теплоснабжающей организацией, использует объекты: ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений, расположенные на земельном участке, предоставленного на основании договора аренды от 01.08.2005 N 3827аз, в сфере теплоснабжения, в связи с чем с 01.10.2015 по 31.12.2015 арендная плата подлежит определению в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), введенной в действие с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со:
строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", принятым в соответствии с указанным пунктом 5 Правил, утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 рублей за квадратный метр (приложение к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014 (л.д.20) разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 34:35:020201:435 - земли по здания (строения), сооружениями.
В соответствии с пунктом 1.3 спорного договора земельный участок предоставлен под Волжскую ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений.
Дополнительным соглашением от 09.10.2015 N 10 к договору аренды уточнен вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки под электростанциями, обслуживающими их сооружения и объектами (Волжская ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений).
Следовательно, на спорный земельный участок распространяются положения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты систем теплоснабжения, суды обеих инстанций правомерно применили приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 при определении размера арендой платы, подлежащей уплате в спорный период.
При таких условиях доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не соответствующие закону и материалам дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу N А12-47350/2015 как имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в указанном деле заявлен другой период взыскания.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу N А12-8130/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 рублей за квадратный метр (приложение к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347).
...
Дополнительным соглашением от 09.10.2015 N 10 к договору аренды уточнен вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки под электростанциями, обслуживающими их сооружения и объектами (Волжская ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений).
Следовательно, на спорный земельный участок распространяются положения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты систем теплоснабжения, суды обеих инстанций правомерно применили приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 при определении размера арендой платы, подлежащей уплате в спорный период."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2016 г. N Ф06-13779/16 по делу N А12-8130/2016