Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора водоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А12-12923/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лайн"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2016 (судья Двоянова Т.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-12923/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лайн" (ИНН 3442085221, ОГРН 1063459052304) к обществу с ограниченной ответственностью "Концессия водоснабжения" (ИНН 3460019060, ОРГРН 1143443032468) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору, с участием третьего лица - Комитета тарифного регулирования Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лайн" (далее - ООО "Сити-Лайн", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 25.11.2015 N 1 к договору от 22.12.2014 N 2257-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Сити-Лайн" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы не согласен с предлагаемыми ответчиком к включению в условия заключенных между сторонами договоров размерами платы в части расходов на строительство и модернизацию существующих объектов в размере 72 236 рублей; включения в состав платы за подключение к централизованной системе водоотведения расходов на строительство и модернизацию существующих объектов в размере 650 067 рублей.
Считает, что условия дополнительных соглашений к договорам возлагают на истца дополнительное бремя несения расходов на создание сетей водоснабжения и водоотведения при отсутствии к тому законных оснований.
Не согласен с выводами судов об отсутствии необходимости урегулирования судом разногласий при заключении дополнительных соглашений со ссылкой на то, что тарифы в этой сфере подлежат государственному урегулированию.
Полагает, что хотя приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 07.10.2015 N 41/1 и установлены плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ООО "Концессии водоснабжения" объекта ООО "Сити-Лайн", однако соответствующий размер платы исчислен органом тарифного регулирования без учета исследования необходимости реконструкции систем водоснабжения и водоотведения потребностям истца, наличия прямой причинно-следственной связи между необходимостью производства соответствующей реконструкции и обеспечением ООО "Сити-Лайн" соответствующим коммунальным ресурсом.
В полномочия ответчика входило применение той или иной позиции тарифа с учетом конкретных потребностей истца. Оспаривание приказа органа тарифного регулирования, установившего тариф за подключение для истца, не является надлежащим способом защиты права в рассматриваемом случае, поскольку спор возник не о правильности определения тарифа для истца со стороны органа тарифного регулирования, а об обоснованности применения тарифа ответчиком (тариф не установил единую стоимость подключения, а имеет определенную структуру опций, выбор которых определял ответчик).
Также считает, что ответчиком не доказана прямая причинно-следственная связь между возведением канализационного коллектора "Разгуляевский" и потребностями истца.
Указывает, что предложенный ответчиком подход предполагает, что модернизация систем водоснабжения и водоотведения возлагается на застройщиков, обратившихся за подключением к коммунальным ресурсам в период производства модернизации. Иные лица, в интересах которых, в том числе, производится модернизация (по сути - все жители города), долевое участие в финансировании соответствующих расходов не принимают.
Соответственно, спорный подход нарушает интересы истца в сфере предпринимательской деятельности.
Также находит необоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06-2016 N 306-ЭС16-5847 ввиду различия предметов споров.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Рассмотрение кассационной жалобы было назначено с использованием систем видеоконференц-связи. В связи с неявкой сторон в Арбитражный суд Волгоградской области судебное заседание проведено в обычном порядке.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2014 между ООО "Сити-Лайн" и муниципальным унитарным предприятием "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Городской водоканал г. Волгограда") заключены договоры N 2257-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения" (далее - договор N 2257-14) и N 2258-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения" (далее - договор N 2258-14).
В силу пункта 14 договора N 2257-14 и пункта 13 договора N 2258-14 размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Во исполнение названных условий договоров об установлении индивидуальной платы истец уведомляется посредством направления ему для подписания дополнительного соглашения к договору, которое содержит установленный размер платы.
Постановлением администрации Волгограда от 25.06.2015 N 877 "Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлении зоны ее деятельности" ООО "Концессии водоснабжения" определена гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах городского округа город-герой Волгоград с 01.07.2015.
По договорам уступки прав и перевода долга от 16.10.2015 N 384/1-15/97ц-15, от 16.10.2015 N 384/2-15/98ц-15 права и обязанности МУП "Городской водоканал г. Волгограда" по договорам о подключении были переданы ООО "Концессии водоснабжения".
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 07.10.2015 N 41/1 установлены плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ООО "Концессии водоснабжения" объекта ООО "Сити-Лайн" (центр отдыха и спорта по бульвару 30-летия Победы, 21Ж в Дзержинском районе г. Волгограда).
Между сторонами возникли разногласия при заключении дополнительных соглашений от 25.11.2015 N 1 к договорам от 22.12.2014 N 2257-14 и N 2258-14, о чем истцом составлены и направлены в адрес ответчика протоколы разногласий от 30.11.2015.
Письмом от 21.01.2016 N 488-исх ответчик представил в адрес истца протоколы согласования разногласий, которыми спорные условия урегулированы в иной редакции, чем настаивал истец в протоколе разногласий.
В результате согласования разногласий соглашение между сторонами не достигнуто по пунктам 5, 6, Приложению N 1 подпункта N 1, Приложению N 2 дополнительного соглашения от 25.11.2015 N 1 к договору N 2257-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Пункт 5 дополнительного соглашения в редакции ООО "Концессии водоснабжения" предусматривает изменение пункта 14 и изложение его в следующей редакции: "Индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) составляет: 195 365,52 руб. (сто девяносто пять тысяч триста шестьдесят пять) руб. 52 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 29 801,52 руб., согласно приложению N 4".
Пункт 6 дополнительного соглашения редакции ООО "Концессии водоснабжения" предусматривает: "Пункт 15. изменить и изложить в следующей редакции: "Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 14 настоящего договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке:
29 304,83 руб. (15 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения Дополнительного соглашения;
97 682,76 руб. (50 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения Дополнительного соглашения, но не позднее даты фактического подключения;
68 377,93 руб. (35 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоснабжения по форме согласно приложению N 5, но не позднее выполнения технических условий подключения.
В приложении 1 "Перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к центральной системе холодного водоснабжения" подпунктом 1 установлены мероприятия организации водопроводно - канализационного хозяйства по увеличению пропускной способности сооружений системы водоснабжения.
Приложением N 2 к дополнительному соглашению установлено, что индивидуальная плата за подключение по договору от 22.12.2014 N 2257-14 составляет: 195 365,52 руб. (сто девяносто пять тысяч триста шестьдесят пять) руб. 52 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 29 801,52 руб.
Кроме того, в результате согласования разногласий соглашение не достигнуто по пунктам 5, 6, приложению N 1 подпункта N 1, приложению N 2 дополнительного соглашения от 25.11.2015 N 1 к договору N 2258-14 от 22.12.2014 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Пункт 5 дополнительного соглашения в редакции ООО "Концессии водоснабжения" предусматривает: "Пункт 13. изменить и изложить в следующей редакции: "Индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) составляет: 878 034, 46 руб. (восемьсот семьдесят восемь тысяч тридцать четыре) руб. 46 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 133 937,46 руб., согласно приложению N 4".
Пункт 6 дополнительного соглашения в редакции ООО "Концессии водоснабжения" предусматривает: "Пункт 14. изменить и изложить в следующей редакции: "Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 13 настоящего договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке:
131 705,17 руб. (15 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения дополнительного соглашения N 1;
439 017,23 руб. (50 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения дополнительного соглашения N 1, но не позднее даты фактического подключения;
307 312,06 руб. (35 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению N 5, но не позднее выполнения технических условий подключения".
В Приложении N 1 "Перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к центральной системе водоотведения" в подпункте 1 установлены мероприятия организации водопроводно - канализационного хозяйства по созданию канализационного коллектора.
Приложением N 2 к дополнительному соглашению установлено, что индивидуальная плата за подключение по договору от 22.12.2014 N 2258-14 года составляет: 878 034, 46 руб. (восемьсот семьдесят восемь тысяч тридцать четыре) руб. 46 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 133 937,46 руб.
Истец не согласен с принятием указанных пунктов в редакции ответчика и просит:
пункт 5 дополнительного соглашения к договору N 2257-14 изложить в следующей редакции:
1. Пункт 14 изменить и изложить в следующей редакции: "Индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 110 127 (сто десять тысяч сто двадцать семь) рублей 04 копейки, в том числе НДС 18% в размере 16 799 рублей 04 копейки, согласно приложению N 4".
2. В пункте 6 дополнительного соглашения к договору N 2257-14 текст "29 304,83 руб." заменить на "16 519,06 руб.", текст "97 682,76 руб." заменить на "55 063,52 руб.", текст "68 377,93 руб." заменить на "38 544,46".
3. В Приложении N 1 к дополнительному соглашению к договору N 2257-14 "мероприятия по увеличению пропускной способности сооружений системы водоснабжения" исключить из числа действий, производимых Организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору от 22.12.2014 N 2257-14.
4. В Приложении N 2 к дополнительному соглашению к договору N 2257-14 текст "... индивидуальная плата за подключение по договору N 2257-14 от 22.12.2014 года составляет: 195 365,52 руб. (сто девяносто пять тысяч триста шестьдесят пять) руб. 52 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 29 801,52 руб...." заменить на "... индивидуальная плата за подключение по договору N 2257-14 от 22.12.2014 года составляет 110 127 (сто десять тысяч сто двадцать семь) рублей 04 копейки, в том числе НДС 18% в размере 16 799 рублей 04 копейки..."
5. Пункт 5 дополнительного соглашения к договору N 2258-14 изложить в следующей редакции:
5. Пункт 14 дополнительного соглашения к договору N 2258-14 изменить и изложить в следующей редакции: "Индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 110 955 (сто десять тысяч девятьсот пятьдесят пять) рублей 40 копеек, в том числе НДС 18% в размере 16 925,4 рублей, согласно приложению N 4".
6. В пункте 6 дополнительного соглашения к договору N 2258-14 текст "137 015,17 руб." заменить на "16 643,31 руб.", текст "456 717,23 руб." заменить на "55 477,7 руб.", текст "319 702,06 руб." заменить на "38 834,39".
7. В Приложении N 1 к дополнительному соглашению к договору N 2258-14 "создание канализационного коллектора" исключить из числа действий, производимых Организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору N 2258-14 от 22.12.2014.
8. В Приложении N 2 к дополнительному соглашению к договору N 2258-14 текст "...индивидуальная плата за подключение по договору N 2258-14 от 22.12.2014 года составляет: 913 434,46 руб. (девятьсот тринадцать тысяч четыреста тридцать четыре) руб. 46 коп., в том числе НДС (18 процентов) в размере 139 337,46 руб...." заменить на "... индивидуальная плата за подключение по договору N 2258-14 от 22.12.2014 года составляет 110 955 (сто десять тысяч девятьсот пятьдесят пять) рублей 40 копеек, в том числе НДС 18% в размере 16 925,4 рублей".
Неурегулирование указанных разногласий во внесудебном порядке послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Разрешая исковые требования, суды, верно руководствуясь положениями статей 421, 422, 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 5, 18, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), правильно исходили из того, что в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования, Основы) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов, Правила).
Согласно пункту 4 Основ тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Согласно пункту 81 Основ плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами.
В соответствии с пунктом 2.3.17 Положения о Комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п, полномочия по установлению в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Волгоградской области осуществляет Комитет.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 07.10.2015 N 41/1 установлены плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ООО "Концессии водоснабжения" объекта ООО "Сити-Лайн" (центр отдыха и спорта по бульвару 30-летия Победы, 21Ж в Дзержинском районе г. Волгограда).
В соответствии с пунктом 18 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в Типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
В силу статьи 31 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию.
При таком положении суды верно определили, что плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения определяются регулирующим органом, а не соглашением сторон, и не может являться предметом спора о внесении изменений в заключенный в установленном законом порядке договор путем заключения дополнительного соглашения по соответствующим условиям.
Необходимость урегулирования разногласий при заключении дополнительных соглашений относительно применяемых при расчетах тарифов отсутствует.
При изложенных обстоятельствах в совокупности суды правомерно отказали истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу N А12-12923/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 18 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в Типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
В силу статьи 31 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 января 2017 г. N Ф06-16098/16 по делу N А12-12923/2016