г. Казань |
|
03 февраля 2017 г. |
Дело N А55-3882/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
ответчика - Калмыкова С.Т., доверенность от 23.03.2016 N 451; Антиповой С.Ю., доверенность от 16.01.2017 N 42,
третьего лица - Андрианова С.В., доверенность от 20.12.2016 N 32
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2016 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-3882/2016
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион", п. Безенчук, Самарская область (ОГРН 1026303888247, ИНН 6362007569) о взыскании 6 854 000,00 руб., с участием третьего лица: Счетной палаты Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и природопользования Самарской области (далее - истец, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион" (далее - ответчик, общество, Общество) о взыскании бюджетных субсидий в размере 2 680 000,00 руб. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Счетную палату Самарской области (далее - третье лицо, Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Счетная палата обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Счетной палатой была проведена плановая проверка деятельности Министерства по использованию средств областного бюджета, выделенных в 2012-2013 годах на реализацию областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года" и в 2014-2015 годах на реализацию государственной программы Самарской области "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года".
Результаты проверки отражены в акте контрольных мероприятий от 02.11.2015, в котором был зафиксирован факт предоставления обществом в 2014 году субсидии за счет средств федерального бюджета в размере 24 408 тыс. руб. и за счет областного бюджета 10 039 тыс. руб.
В 2014 году ответчиком выполнены работы по приобретению, монтажу и подключению к мелиоративной системе дождевальных машин "Центерлайнер" в количестве трех единиц в границах поливных трубопроводов ПТ-3 - 1 шт., ПТ-5 - 2 шт., расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 63:12:0000000:9105.
В целях возмещения понесенных затрат общество обратилось в Министерство с заявлением от 22.08.2014
Согласно справке-расчету о причитающейся субсидии от 22.08.2014 к указанному заявлению фактические затраты ответчика составили 20 100 тыс. руб., сумма причитающейся субсидии заявлена в размере 14 070 тыс. руб.
Соглашением между Министерством и обществом от 03.09.2014 N 181 в соответствии с Порядком предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.02.2012 N53 "О мерах, направленных на реализацию областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25.10.2011 N 595, утвержденным Правительства Самарской области от 16.01.2014 N 7 (далее - Порядок), предусмотрено предоставление ответчику субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем за счет средств областного бюджета, в том числе поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в размере 14 070 961,00 руб.
В соответствии с пунктом 7 названного Порядка (в редакции на момент заключения соглашения) субсидии предоставляются получателям в следующем размере: 70% от суммы понесенных затрат на строительство и (или) реконструкцию мелиоративной системы, в том числе на приобретение мелиоративного оборудования, но не более 25 000 000,00 руб. в год на одного получателя, если мелиоративная система предназначена для выращивания зерновых или кормовых культур на территории Самарской области; 50% от суммы понесенных затрат на строительство и (или) реконструкцию мелиоративной системы, в том числе на приобретение мелиоративного оборудования, но не более 8 000 000,00 руб. в год на одного получателя, если мелиоративная система предназначена для выращивания овощных или плодово-ягодных культур на территории Самарской области.
Общество при расчете причитающейся компенсации исходило из того, что на орошаемых землях предполагалось выращивание зерновых или кормовых культур.
Ответчиком при получении субсидии были представлены все предусмотренные Порядком документы, подтверждающие размер понесенных затрат.
Платежным поручением от 23.09.2014 N 7444 обусловленная сумма субсидии перечислена на счет получателя.
Общество письмом от 09.10.2015 представило акт приемки законченного строительством объекта от 19.11.2014 N 5, согласно которому строительно-монтажные работы проведены в срок с 03.04.2014 по 13.11.2014, протяженность введенной оросительной сети составила 6,42 км., площадь орошения 750 га., общая площадь орошения с учетом принятых работ 1415 га.
Письмом от 24.06.2015 ссудополучатель известил Министерство о том, что в зоне НСП-2 и НСП-3 Ольгинской оросительной системы Безенчукского района Самарской области в 2014 году выполнена реконструкция.
В 2015 году на этой площади посеяны озимая пшеница 546 га, овес 1189 га и пар 182 га.
Из приложенной справки видно, что на участке ПТ-5 площадью 139 га в 2013 году выращивалась озимая пшеница, в 2014 году - овес, в 2015 - морковь/озимая пшеница.
В ходе контрольных мероприятий 27.08.2015 Счетной палатой произведен осмотр указанного участка, в ходе которого установлено, что в границах ПТ-5 посажена морковь, а в ходе дополнительного осмотра 21.10.2015 установлено, что на указанном участке выполняются работы по уборке моркови.
В связи с этим Счетной палатой сделан вывод, что в нарушение условий предоставления субсидии в 2015 году обществом вместо зерновых культур на орошаемом участке площадью 139 га выращивается морковь.
Также в акте сделан вывод о том, что поскольку акты приемки выполненных работ по монтажу и подключению дождевальных машин к оросительной системы были подписаны 11.08.2015, общество имело реальную возможность посеять на этом участке в 2014 году озимую пшеницу.
В результате проверки в пункте 9 акта указано, что в связи с неправомерным применением ставки субсидии, предусмотренной пунктом 7 Порядка N 7, размер неправомерно предоставленной обществу субсидии составил 6700 тыс. руб.
В ходе производства по делу 18.05.2016 проведен осмотр указанного участка и установлен факт посева на нем картофеля.
Результаты проверки проведенной Счетной палатой, явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с ответчика неосновательно предоставленной субсидии.
В качестве основания для взыскания субсидии Министерство указало на недостоверность сведений в документах, представленных получателем субсидий в соответствии с пунктами 8 - 11 Порядка, а также неправомерное получение субсидии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 1 Порядка в данном случае субсидия предоставлена ответчику в целях возмещения понесенных ими в предыдущем и (или) текущем финансовых годах затрат, за исключением затрат, ранее возмещенных в соответствии с действующим законодательством, в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем, в том числе на приобретение мелиоративного оборудования.
Поскольку обществом на момент предоставления субсидий уже были понесены расходы, судами был сделан вывод, что в данном случае, обществом не осуществляется целевое расходование бюджетных средств, так как названные субсидии являются компенсацией ранее произведенных им расходов.
В соответствии с условиями предоставления субсидии получатель бюджетных средств обязан в течение трех лет использовать мелиоративную систему на указанном земельном участке для выращивания зерновых или кормовых культур.
В результате анализа условий предоставления субсидий, указанных в пункте 2.2.2 соглашения, суды пришли к правильному выводу, что на момент проведения проверки (акт от 02.11.2015) указанные сроки не истекли.
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения от 03.09.2014 N 181 работы по реконструкции оросительной системы должны были быть завершены до 01.12.2014, то есть при предоставлении субсидии 2014 года сторонами заведомо не был включен в названный трехлетний срок.
Судами установлено, что согласно материалам дела и справки, представленной с письмом от 24.06.15 N 731, общество использовало земельный участок в границах ПТ-5 до ввода мелиоративной системы и намеревалось использовать после ввода ее в эксплуатацию для посева зерновых культур, в связи с чем размер субсидии был рассчитан с учетом этого обстоятельства. Однако данное условие в 2015 году не было выполнено по причине возникновения непреодолимых обстоятельств, поскольку на данном земельном участке при проведении посевных работ в 2015 году был выявлен горчак ползучий, отнесенный Законом Самарской области от 07.07.2003 N 61-ГД "О защите сельскохозяйственных растений и продукции растительного происхождения от болезней и вредителей на территории Самарской области" к вредителям сельскохозяйственных растений. Это обстоятельство в силу его объективности сделало невозможным формальное выполнение ответчиком условия о посеве на участке зерновых культур в течение первых трех лет.
Фактически субсидия была предоставлена за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в рамках реализации государственной программы Самарской области "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 613.
По смыслу пункта 15 названной программы возникновение непреодолимых обстоятельств является основанием, освобождающим субъект Российской Федерации от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидий.
Как усматривается из материалов дела, получателем субсидии после выявления на земельном участке в границах ПТ-5 горчака ползучего были приняты меры к сохранению количества площадей, засеянных зерновыми культурами, за счет иных орошаемых участков: на участке площадью 139 га ответчиком проведены истребительные мероприятия, направленные на снижение уровня численности данного растения и на ограничение его распространения, в частности, применен агротехнический прием, заключающийся в использовании в борьбе с вредителем введения в севооборот поля в течение 2-х лет широколистных культур моркови и картофеля.
Судами отмечено, что формальное исполнение обществом условия соглашения о посеве на засоренном земельном участке зерновых культур привело бы к невозможности выполнения государственной программы. Напротив, принятие мер по ликвидации сорняка путем посева овощных культур в течение 2-х лет означает лишь отсрочку в исполнении условия предоставления субсидии, создавая реальные условия для восстановления мелиоративного фонда, увеличения производства зерновых культур на данном участке.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания ответчика нарушившим условия предоставления субсидии и для взыскания субсидии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статье 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 по делу N А55-3882/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
...
По смыслу пункта 15 названной программы возникновение непреодолимых обстоятельств является основанием, освобождающим субъект Российской Федерации от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф06-17210/16 по делу N А55-3882/2016