г. Казань |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А55-11168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Пензина Е.А., доверенность от 30.11.2016 N 38,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2016 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-11168/2016
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Похвистнево в лице администрации городского округа Похвистнево (ОГРН 1026303313838) к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628) о взыскании убытков, с участием третьего лица: Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Похвистнево в лице администрации городского округа Похвистнево (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 1 081 696,00 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалиду по решению суда (с учетом принятых судом уточнения исковых требований).
Суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Министерство управления финансами Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно постановлению главы городского округа Похвистнево от 14.10.2009 N 1573 Лобанова Надежда Петровна (далее - Лобанова Н.П.) принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как гражданин, имеющий льготы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон о социальной защите), в категории семья, имеющая ребенка инвалида.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 26.12.2013 по делу N 2-2109/12 по иску Лобановой Н.П. в интересах несовершеннолетнего сына Иванова Кирилла Ренатовича (далее - Иванов К.Р.), 2008 года рождения, являющегося ребенком-инвалидом, на администрацию городского округа Похвистнево Самарской области (далее - администрация) возложена обязанность обеспечить Лобанову Н.П., имеющую ребенка инвалида, по месту жительства жилым помещением на состав семьи два человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Администрацией направлено письмо от 12.02.2014 N 883/08 в Министерство строительства Самарской области о необходимости выделения городскому округу Похвистнево дополнительно субвенций на предоставление жилого помещения Лобановой Н.П. в целях исполнения решения суда. Однако Министерством строительства Самарской области истцу было отказано.
В целях исполнения решения суда, администрацией на основании постановления от 04.12.2014 "О предоставлении жилого помещения Лобановой Н.П." включено в состав муниципального жилищного фонда жилое помещение (квартира общей площадью 38,7 кв. м), расположенное по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Орликова д. 13 кв. 32.
На основании постановления от 20.02.2015 N 189 вышеуказанное жилое помещение предано в общую долевую собственность гражданам Лобановой Н.П. и Иванову К.Р., за которыми 04.12.2015 зарегистрировано соответствующее право.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 27.06.2016 N 61/06-2016 рыночная стоимость указанной квартиры составляет 1 162 824,00 руб.
Администрацией в рамках досудебного порядка урегулирования вопроса о возмещении понесенных расходов 28.09.2015 было направлено соответствующее обращение в Министерство управления финансами Самарской области, на которое получен ответ, что решение в досудебном порядке вопроса о возмещении понесенных расходов в связи с предоставлением жилых помещений во внеочередном порядке по решениям судебных органов не предоставляется возможным.
Администрация, полагая, что, исполнив решение суда в виде выделения Лобановой Н.П. жилой площади вне очереди и передачи жилого помещения в общую долевую собственность ей и ее сыну, понесла убытки, обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской федерации, Законом о социальной защите, Законом Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", Законом Самарской области от 24.10.2006 N115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (статьи 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суды признали надлежащим ответчиком по настоящему делу субъект Российской Федерации - Самарскую область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Ссылаясь на то, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в материалах дела не имеется, суды руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 БК РФ, признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 286 АПК РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А55-11168/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суды признали надлежащим ответчиком по настоящему делу субъект Российской Федерации - Самарскую область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Ссылаясь на то, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в материалах дела не имеется, суды руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 БК РФ, признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17608/17 по делу N А55-11168/2016