Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17608/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А55-11168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2016 года в помещении суда апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года по делу N А55-11168/2016 (судья Коршикова Е.В.),
по иску муниципального образования городской округ Похвистнево в лице Администрации городского округа Похвистнево (ОГРН 1026303313838)
к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628), г. Самара,
с участием третьего лица: Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара,
о взыскании убытков,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Богомазов Д. Н. по доверенности от 30.11.2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Похвистнево в лице Администрации городского округа Похвистнево (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 1 081 696 руб. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ ходатайства об уменьшении размера исковых требований), возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалиду по решению суда.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство управления финансами Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители указывают, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2015), в связи с чем обязанность Самарской области по возмещению убытков городского округа Похвистнево отсутствует. После 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена. Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях: если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях. Одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. Администрация, обращаясь с иском о взыскании убытков, обжалует уже имеющееся решение суда общей юрисдикции, которым установлено, что органом, обязанным обеспечить жильем семью ребенка инвалида, являются муниципальное образование, а не Самарская область.
При этом ответчик полагает, что обеспечение жильем граждан относится к полномочиям органов местного самоуправления, настоящее дело не относится к экономическим спорам и арбитражному суду не подведомственно, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и третье лицо не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Согласно Постановлению главы городского округа Похвистнево от 14.10.2009 N 1573 Лобанова Надежда Петровна принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как гражданин, имеющий льготы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов", в категории семья, имеющая ребенка инвалида.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 26 декабря 2013 года по гражданскому делу N 2 - 2109/12 по иску Лобановой Надежды Петровны в интересах несовершеннолетнего сына Иванова Кирилла Ренатовича, 2008 года рождения, являющегося ребенком-инвалидом, на Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области возложена обязанность обеспечить Лобанову Н.П., имеющую ребенка инвалида Иванова Кирилла Ренатовича, по месту жительства жилым помещением на состав семьи два человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Администрацией городского округа Похвистнево направлено письмо N 883/08 от 12.02.2014 в Министерство строительства Самарской области о необходимости выделения городскому округу Похвистнево дополнительно субвенций на предоставление жилого помещения Лобановой Н.П. в целях исполнения решения суда. Однако Министерством строительства Самарской области истцу было отказано.
В целях исполнения решения суда, Администрацией городского округа Похвистнево Самарской области, на основании постановления от 04.12.2014 "О предоставлении жилого помещения Лобановой Н.П." включено в состав муниципального жилищного фонда жилое помещение (квартира общей площадью 38,7 м2), расположенное по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Орликова д. 13 кв. 32.
На основании постановления от 20.02.2015 N 189 вышеуказанное жилое помещение предано в общую долевую собственность гражданам Лобановой Н.П. и Иванову К.Р., за которыми 04.12.2015 зарегистрировано соответствующее право, что следует из выписок из ЕГРП от 19.04.2016.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 27.06.2016 N 61/06-2016 (л.д. 123-144) рыночная стоимость указанной квартиры составляет 1 162 824 руб.
Администрацией в рамках досудебного порядка урегулирования вопроса о возмещении понесенных расходов 28.09.2015 направлено соответствующее обращение в Министерство управления финансами Самарской области, на которое получен ответ, что решение в досудебном порядке вопроса о возмещении понесенных расходов в связи с предоставлением жилых помещений во внеочередном порядке по решениям судебных органов не предоставляется возможным.
В связи с указанными обстоятельствами, администрация, полагая, что исполнив решение суда в виде выделения Лобановой Н.П. жилой площади вне очереди и передачи жилого помещения в общую долевую собственность ей и ее сыну, понесла убытки в сумме 1 081 696 руб., на основании статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, дал надлежащую оценку обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
На основании пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Следовательно, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (статьи 6, 158 БК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следовательно, надлежащим ответчиком по настоящему делу является субъект Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Из материалов дела следует, что Администрация городского округа Похвистнево выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал. Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в материалы дела не представлено.
Таким образом, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, арбитражный суд первой инстанции в силу статьей 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьей 158, 184 БК РФ правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом суд правомерно руководствовался правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Доводы ответчика о том, что настоящее дело не подведомственно арбитражному суду, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку часть 1 статьи 27 АПК РФ предусматривает, что к юрисдикции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу. Невыполнение (бездействие) возложенных на субъект Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем инвалидов отдельных категорий граждан привело к возникновению убытков у органа местного самоуправления, а дела по взысканию убытков, причиненных действиями (бездействием) государственных органов власти, подведомственны арбитражному суду.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в апелляционных жалобах не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2016 года по делу N А55-11168/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11168/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17608/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского округа Похвистнево Самарской области
Ответчик: Министерство управление финансами Самарской области
Третье лицо: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области