Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А55-7610/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Чариковой В.В. (доверенность от 22.12.2016 N 1),
ответчика - Хопрячковой М.В. (доверенность от 11.11.2016 б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Садило Г.М., Шадрина О.Е.) по делу N А55-7610/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (ОГРН 1106312008065, ИНН 6312101799) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти (ОГРН 1086320019048, ИНН 6323109895) о взыскании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "РКЦ УК -3",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти (далее - ответчик) о взыскании 5 599 158,94 руб. задолженности за потребленную в феврале 2016 года питьевую воду и сброшенные сточные воды по договору N 3053 от 29.08.2013 и неустойку в размере 330 952,54 руб. за период с 20.03.2016 по 03.06.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "РКЦ УК -3".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 4 705 833,25 руб., в том числе 4 402 333,95 руб. долга, 303 499,30 руб.- пени, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 42 859,60 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, вынести новое решение, взыскав с ответчика в пользу истца 5 268 206,40 руб. долга, 330 952,54 руб. пени.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает применяемую ответчиком методику определения объемов водоотведения по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета водоотведения и в отсутствие показаний индивидуальных приборов учета.
Применяя в этом случае норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению исходя из суммы нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ответчик, по мнению истца, необоснованно использует в расчетах с истцом (ресурсоснабжающей организацией) "базовые нормативы", в то время как в отношении конечного потребителя, помещение которого не оборудовано ИПУ, определяет объем водоотведения исходя из "повышенных нормативов", рассчитанных с применением повышающего коэффициента.
По мнению заявителя, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива". В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), в связи с чем отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "у(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Данный вывод основан на разъяснениях, сделанных Министерством строительства и ЖКХ РФ в письмах от 18.03.2015 N 7288-ач/04 и от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и указывает, что повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению. Правила N 354 предусматривают следующий вариант расчета стоимости водоотведения: при наличии индивидуальных приборов учета на холодное и горячее водоснабжение объем водоотведения принимается равным сумме объемов холодного и горячего водоснабжения, определенных по индивидуальным приборам учета, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива водоотведения. Названная формула не предусматривает "повышенный норматив" при определении объема сточных вод для расчетов с РСО.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком заключен договор водоснабжения и водоотведения N 3053 от 29.08.2013, в соответствии с которым истец (ресурсоснабжающая организация) обязуется в течение срока действия договора подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, перечень которых предусмотрен Приложением N 8 к договору, в объеме, установленном договором, и принимать от абонента отводимые сточные воды в целях оказания абонентом коммунальных услуг по водоотведению, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления питьевой воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых абонентом приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 6.2 договора расчеты по договору производятся ответчиком на основании счетов-фактур истца путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Объем водопотребления и водоотведения на объектах ответчика, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется в соответствии с их показателями, а в случае их отсутствия согласно пункту 4.2. договора.
За февраль 2016 г. за ответчиком образовалась задолженность по оплате за водоснабжение и водоотведение, составившая по уточненным данным истца сумму 5 268 206,40 руб., о взыскании которой, с начислением неустойки за просрочку оплаты в сумме 330 952,54 руб., истец обратился с иском в суд.
Факт оказания и объем оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению подтвержден истцом актами-расчетами объемов водопотребления и водоотведения.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что он принял и подписал со своей стороны корректировочный акт-расчет объемов водопотребления и водоотведения с замечаниями, а именно не согласившись с выставленными ресурсоснабжающей организацией в адрес управляющей компании объемами водоотведения по многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета сточных вод.
При разрешении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 544, 548, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 354, постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, за минусом суммы, составляющей стоимость водоотведения, исчисленную с учетом "повышенных нормативов" (865 872,45 руб.).
Судебная коллегия находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с абзацем 6 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии и газа.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), были введены повышающие коэффициенты, применяемые с 01.01.2015, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Кроме того, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, согласно которому при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии, и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
С 30.06.2016 соответствующие пункты Приложения к Правилам N 306, которыми были установлены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, признаны утратившими силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603. Этим же постановлением в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) были внесены дополнения, в силу которых при наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется по формулам приложения к вышеуказанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, с 30.06.2016 повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5 применяется в порядке, установленном Правилами N 354 путем включения данного коэффициента в формулы расчета размера платы за коммунальные услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Ни в Правилах N 306, ни в Правилах N 354, ни в ст.157 ЖК РФ не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления услуги по водоотведению. Согласно п.42 Правил N 354 при отсутствии ИПУ сточных бытовых вод размер платы за водоотведение рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды по показаниям ИПУ холодной и горячей воды, а при отсутствии ИПУ воды - по нормативам водоотведения.
В свою очередь, в п.25 Правил N 306 указано, что норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в квартирах, ни по дому в целом, следует согласиться с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций, согласно которой при отсутствии индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, объем водоотведения при расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией следует определять исходя из базовых нормативов по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению, без применения повышающего коэффициента.
Таким образом, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы о применении "повышенных нормативов" при определении объемов стоков в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды как несостоятельные, поскольку согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу определяется по формуле 4 Приложения N 2 к названным Правилам, не предусматривающей "повышенный норматив" при определении объемов сточных вод для расчетов с РСО.
Как следует из материалов дела, ответчик определил объем водоотведения в многоквартирных домах, оборудованных ОДПУ холодной и горячей воды, но не оборудованных ОДПУ сточных вод, исходя из "базового норматива", в связи с чем суд признал обоснованным принятие ответчиком в расход за февраль 2016 года водоснабжение - 208 779,60 куб., водоотведение 206 513,99 руб.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о завышении истцом стоимости услуг на сумму 865 872,45 руб.
Соответственно, размер неустойки также откорректирован и составил 303 499,30 руб.
Вопреки доводам, содержащимся в кассационной жалобе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Правовая позиция заявителя кассационной жалобы основана на ошибочном применении норм материального права и не может быть принята судом кассационной инстанции. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А55-7610/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в квартирах, ни по дому в целом, следует согласиться с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций, согласно которой при отсутствии индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, объем водоотведения при расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией следует определять исходя из базовых нормативов по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению, без применения повышающего коэффициента.
Таким образом, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы о применении "повышенных нормативов" при определении объемов стоков в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды как несостоятельные, поскольку согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу определяется по формуле 4 Приложения N 2 к названным Правилам, не предусматривающей "повышенный норматив" при определении объемов сточных вод для расчетов с РСО."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17427/16 по делу N А55-7610/2016