г. Казань |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А55-2976/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2016 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Кувшинов В.Е., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-2976/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (ИНН 6312075242, ОГРН 1076312004670), г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, об оспаривании действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - временного управляющего Романовой Альбины Александровны, г. Самара, Шиндрова Дмитрия Олеговича, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - заявитель, ООО "СамараБизнесСтандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, госорган), выразившихся в предоставлении ответа от 22.01.2016; об обязании Министерства принять к учету лесные декларации от 15.01.2016 N N 1-т, 2-т, 3-т, поданные обществом по договору аренды лесного участка от 10.09.2012 N6/15.
Судом, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: временный управляющий Романова Альбина Александровна, Шиндров Дмитрий Олегович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Предметом спора по настоящему делу является необоснованный, по мнению заявителя, отказ Министерства в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 10.09.2012 N 6/15, изложенный в письме от 22.01.2016 N 270502/1149.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по договору аренды земельного участка от 10.09.2012 N 6/15 госорганом обществу предоставлен во временное пользование (в аренду) лесной участок для заготовки древесины.
Подпунктом "д" пункта 13 указанного договора на арендатора возложена обязанность подачи лесной декларации.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпунктом "д" пункта 13 заключенного договора общество оформило лесные декларации от 15.01.2016 N 1-т 6/15, N 2-т 6/15, N 3-т 6/15 и направило их в адрес Министерства.
Министерство, отказывая обществу в принятии поданных деклараций, указало, что лесные декларации подписаны лицом неуполномоченным на действия от имени заявителя - Ибрагимовым Р.Р., так как в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "СамараБизнесСтрой", является директор Ибрагимова Э.Р.; к лесным декларациям приложена нотариально незаверенная копия приказа общества от 10.12.2015 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника", которым Ибрагимов Р.Р. назначен на должность и.о. директора ООО "СамараБизнесСтрой".
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая отказ Министерства необоснованным, исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно части 2 названной статьи ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Таким образом, по смыслу положений данной статьи подача лесной декларации является исполнением публично-правовой обязанности, предусмотренной настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Анализ положений данных правовых норм позволили судам сделать вывод о том, что между ООО "СамараБизнесСтандарт" и Министерством уже заключена сделка (договор аренды земельного участка от 10.09.2012 N 6/15), а лесные декларации, в силу своей правовой природы не устанавливают, не изменяют и не прекращают обусловленных между истцом и ответчиком прав и обязанностей, а являются обусловленным законом средством взаимодействия сторон в рамках уже существующих договорных отношений. Общество не отчуждает и не приобретает имущество, поскольку договоры аренды с Министерством изначально заключены с целью вырубки леса для заготовки древесины, арендные платежи внесены заблаговременно, следовательно, ООО "СамараБизнесСтандарт" уже является собственником древесины в объеме, указанном в договорах аренды.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 12 договора аренды земельного участка от 10.09.2012 N 6/15 предусмотрено, что после государственной регистрации данного договора, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями данного договора.
Приказом Министерства от 06.06.2014 N 220 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору. Лесной участок передан ООО "СамараБизнесСтандарт" по акту приема-передачи от 10.09.2012. Вырубка и заготовка данной древесины является текущей деятельностью общества, не запрещенной Законом о банкротстве на стадии процедуры наблюдения и не требующей согласия временного управляющего.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ госорган не доказал необходимость согласования с временным управляющим спорных деклараций в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о банкротстве.
Признавая незаконным отказ Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ввиду непредставления заявителем нотариально удостоверенной копии приказа о назначении Ибрагимова Р.Р. и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт", суды исходили из положения пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Заявление ООО "СамараБизнесСтандарт" от 15.01.2016 о представлении лесных деклараций подписано и.о. директора общества Ибрагимовым Р.Р.
К данному заявлению приложен приказ от 10.12.2015 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника", в соответствии с которым Ибрагимов Р.Р. назначен на должность и.о. директора общества на период с 11.12.2015 по 01.02.2015.
Приказ о назначении Ибрагимова Р.Р. на должность и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт" является внутренним документом организации и нотариальному заверению не подлежит.
Заявителем в материалы дела также представлен протокол внеочередного собрания участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2013 N 3, согласно которому заместитель директора - Ибрагимов Р.Р. наделяется полномочиями по исполнению обязанностей директора в случае отсутствия последнего, а также по представительству во всех государственных, муниципальных, административных организациях, в том числе в Министерстве.
Поскольку собранием участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2012 и приказом от 10.12.2015 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника" Ибрагимов Р.Р. не избран новым единоличным исполнительным органом данного общества, а наделен его отдельными полномочиями, суды пришли к выводу о том, что внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в данном случае не требуется.
Кроме того, предлагая нотариально заверить копию приказа о назначении Ибрагимова Р.Р. и.о. директора общества Министерство не сослалась на нормы, обязывающие это сделать.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также применив нормы права, подлежащие применению, суды признали несостоятельным довод Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ООО "СамараБизнесСтандарт".
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Доводы госоргана, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу N А55-2976/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства от 06.06.2014 N 220 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору. Лесной участок передан ООО "СамараБизнесСтандарт" по акту приема-передачи от 10.09.2012. Вырубка и заготовка данной древесины является текущей деятельностью общества, не запрещенной Законом о банкротстве на стадии процедуры наблюдения и не требующей согласия временного управляющего.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ госорган не доказал необходимость согласования с временным управляющим спорных деклараций в соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о банкротстве.
Признавая незаконным отказ Министерства о представлении налоговых деклараций неуполномоченным лицом ввиду непредставления заявителем нотариально удостоверенной копии приказа о назначении Ибрагимова Р.Р. и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт", суды исходили из положения пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф06-17104/16 по делу N А55-2976/2016