г. Самара |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А55-2976/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2016 по делу N А55-2976/2016 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (ИНН 6312075242, ОГРН 1076312004670), г.Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - временного управляющего Романовой Альбины Александровны, г.Самара, Шиндрова Дмитрия Олеговича, г.Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, об оспаривании действий,
в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" Киреева Ю.А. (доверенность от 05.09.2016),
представители других лиц, участвующих в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - ООО "СамараБизнесСтандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство), выразившихся в предоставлении ответа от 22.01.2016, и об обязании Министерства принять к учету лесные декларации от 15.01.2016 N N 1-т, 2-т, 3-т, поданные обществом по договору аренды лесного участка от 10.09.2012 N 6/15.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют временный управляющий Романова Альбина Александровна, Шиндров Дмитрий Олегович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2016 по делу N А55-2976/2016 оспариваемые действия Министерства признаны незаконными и на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия к учету указанных лесных деклараций.
В апелляционной жалобе Министерство просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Министерства, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "СамараБизнесСтандарт" просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя ООО "СамараБизнесСтандарт" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "СамараБизнесСтандарт" (арендатор) и Министерством (арендодатель) на срок с 10.09.2012 по 19.09.2037 заключен договор от 10.09.2012 N 6/15 об аренде лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (т. 1 л.д. 5-11). Лесной участок передан обществу по акту приема-передачи от 10.09.2012 (т. 1, л.д. 92, 93). Приказом Министерства от 06.06.2014 N 220 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору (т. 1, л.д. 95-101).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 24 указанного договора этот договор подлежит обязательной государственной регистрации и вступает в силу с даты государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела видно и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что указанный договор зарегистрирован 22.06.2013.
Подпунктом "д" пункта 13 данного договора предусмотрено, что арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2015 по делу N А55-11658/2015 в отношении ООО "СамараБизнесСтандарт" введена процедура наблюдения; временным управляющим утверждена Романова Альбина Александровна.
Во исполнение указанного условия договора ООО "СамараБизнесСтандарт" вместе с заявлением от 15.01.2016 представило в Министерство лесные декларации от 15.01.2016 N N 1-т 6/15, N 2-т 6/15, N 3-т 6/15.
Письмом от 22.01.2016 Министерство сообщило обществу, что представленные лесные декларации не подлежат учету, так как они подписаны неуполномоченным лицом - Ибрагимовым Р.Р. и к заявлению не приложено выраженное в письменной форме согласие временного управляющего общества Романовой А.А. (т. 1, л.д. 12-13).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства о том, что представление ООО "СамараБизнесСтандарт" лесных деклараций после введения 25.09.2015 процедуры наблюдения является действием, попадающим под понятие сделки, которое может быть совершено только при согласии временного управляющего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Из вышеприведенных положений статьи 26 ЛК РФ следует, что подача лесной декларации в виде подачи заявления является исполнением публично-правовой обязанности, предусмотренной ЛК РФ.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Между ООО "СамараБизнесСтандарт" и Министерством уже заключена сделка - договор от 10.09.2012 N 6/15 об аренде лесного участка; лесные декларации, в силу своей правовой природы, не устанавливают, не изменяют и не прекращают права и обязанности сторон по указанному договору, а являются обусловленным законом средством взаимодействия сторон в рамках уже существующих договорных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 24.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных данным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
Между тем ООО "СамараБизнесСтандарт" посредством подачи лесных деклараций не приобретало и не отчуждало имущество.
Подпунктом "а" пункта 12 договора от 10.09.2012 N 6/15 предусмотрено, что после государственной регистрации данного договора, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями данного договора.
Заготовка древесины является текущей деятельностью ООО "СамараБизнесСтандарт", не запрещенной Законом о банкротстве на стадии процедуры наблюдения и не требующей согласия арбитражного управляющего. Министерством не оспаривается, что общество внесло арендные платежи по договору аренды. Следовательно, общество уже является собственником древесины в объеме, указанном в договоре аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Из материалов дела следует, что заявление ООО "СамараБизнесСтандарт" от 15.01.2016 о представлении лесных деклараций подписал и.о. директора общества Ибрагимовым Р.Р. К этому заявлению был приложен приказ от 10.12.2015 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника" (т. 1, л.д. 145), в соответствии с которым Ибрагимов Р.Р. назначен на должность и.о. директора на период с 11.12.2015 по 01.02.2015 в связи с временным отсутствием директора по семейным обстоятельствам.
Как правильно указано судом первой инстанции, приказ о назначении Ибрагимова Р.Р. на должность и.о. директора ООО "СамараБизнесСтандарт" нотариальному заверению не подлежит.
Кроме того, согласно протоколу внеочередного собрания участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2012 N 3 заместитель директора Ибрагимов Р.Р. сроком на 4 года наделен полномочиями по исполнению обязанностей директора в случае отсутствия такового по причине отпуска, болезни и т.д., а также по представительству во всех государственных, муниципальных, административных организациях, в том числе в Министерстве (т. 1, л.д. 141-144).
Поскольку собранием участников ООО "СамараБизнесСтандарт" от 14.09.2012 и приказом от 10.12.2015 "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника" Ибрагимов Р.Р. не избран новым единоличным исполнительным органом данного общества, а наделен его отдельными полномочиями, то внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц не требовалось.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил утверждение Министерства о представлении лесных деклараций неуполномоченным лицом.
Утверждения Министерства о том, что спорные правоотношения относятся не к лесному законодательству, а к законодательству о банкротстве, и что в рассматриваемом случае права ООО "СамараБизнесСтандарт" нарушены не Министерством, а временным управляющим Романовой А.А., которая представила уведомление о банкротстве общества и при этом сообщила, что не имеет возможности дать согласие на подачу лесных деклараций ввиду непредставления ей бухгалтерской отчетности, суд апелляционной инстанции не может принять во внимание, поскольку по настоящему делу оспариваются не действия Романовой А.А., а действия Министерства в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, Министерство является надлежащим ответчиком по данному делу, незаконность его действий и нарушение ими прав и законных интересов общества подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции об объеме и стоимости заготавливаемой древесины суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку таких выводов в решении суда первой инстанции не содержится.
Согласно подпункту "г" пункта 12 договора арендатор имеет право передавать свои права и обязанности по данному договору другим лицам.
Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 389 ГК РФ, соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки.
В соответствии со статьей 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Заключение между ООО "СамараБизнесСтандарт" и Шиндровым Д.О. соглашения от 07.07.2015 о передаче прав и обязанностей по договору от 10.09.2012 N 6/15 об аренде лесного участка не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у ООО "СамараБизнесСтандарт" права на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, поскольку указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 21.03.2016, правовые последствия указанного соглашения наступили уже после его регистрации, а общество 15.01.2016 подало в Министерство заявления с лесными декларациями от 15.01.2016 N N 1-т 6/15, N 2-т 6/15, N 3-т 6/15.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили эти действия.
Таких доказательств Министерство при рассмотрении настоящего дела не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции, руководствуясь частями 2 и 5 статьи 201 АПК РФ, правомерно признал оспариваемые действия Министерства незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения путем принятия к учету указанных лесных деклараций.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Спор рассмотрен судом первой инстанции с соблюдением установленных статьями 27 и 29 АПК РФ правил о подведомственности дел арбитражному суду. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в решении Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2016, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 и постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2016 по делу N А55-28476/2015, в котором участвовали те же лица и обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2016 N 306-КГ16-12673 Министерству отказано в передаче кассационной жалобы по делу N А55-28476/2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2016 года по делу N А55-2976/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2976/2016
Истец: ООО "СамараБизнесСтандарт"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: Временный управляющий Романова А.А., Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Шиндров Д.О., Шындров Д.О.