Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А55-4125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" - Мантузова Е.В. - представителя по доверенности от 21.10.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-4125/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (ИНН 6317093277) к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ИНН 6317038043), третьи лица: открытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс", о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - ООО "ЖКС", заявитель) с заявлением о признании предписания от 22.12.2015 N ССов-2171682, выданного Государственной жилищной инспекцией Самарской области (далее - Госжилинспекция Самарской области, заинтересованное лицо), недействительным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016, заявление удовлетворено, предписание Госжилинспекции Самарской области от 22.12.2015 N ССов-2171682 признано недействительным.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, Госжилинспекция Самарской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Госжилинспекции Самарской области заявитель просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "ЖКС" не согласился с доводами кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКС" на основании договора от 10.03.2013 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 157.
На основании распоряжения от 25.11.2015 N ССов-2171682 Госжилинспекцией Самарской области проведена проверка соблюдения ООО "ЖКС" жилищного законодательства Российской Федерации в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу (отопление).
По результатам указанной внеплановой документарной проверки ООО "ЖКС" Госжилинспекцией Самарской области выдано предписание от 22.12.2015 N ССов-2171682, в соответствии с которым необходимо произвести корректировку платы за 2014 год за отопление, предоставляемое собственникам жилых помещений по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 157, в соответствии с пунктом 21 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) по показаниям общедомового прибора учета, исходя из объемов 650,882 Гкал за минусом объема коммунального ресурса, выставленного ресурсоснабжающей организацией напрямую собственникам нежилых помещений в 2014 году, в срок до 22.02.2016.
Заявитель, считая предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "ЖКС" в сфере экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства от 06.05.2011 N 354), за коммунальную услугу по отоплению применялся порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами N 307, действовавшим до 01.07.2016.
Пункт 21 Правил N 307, на который сослалась в оспариваемом предписании Госжилинспекции Самарской области, регулирует учет размера платы за коммунальные ресурсы в жилом помещении при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 22 правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в рассматриваемом случае дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, водоснабжения и электроэнергии, все помещения дома (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения и электроэнергии.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме (далее - МКД) введен в эксплуатацию в октябре 2010 года в рамках исполнения требований Федерального закона от 27.07.2007 N 185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Между собственниками многоквартирного дома и ООО "ЖКС" заключен договор управления МКД от 01.10.2013. Согласно условиям данного договора управляющая компания обязана поставлять собственникам коммунальные услуги, в том числе тепловую энергию.
Также между ООО "ЖКС" и открытым акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей" (далее - ОАО "ПТС") заключен договор на комплексное сервисное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС) от 01.10.2013, ОАО "ПТС" проводит работы, связанные с обслуживанием узла учета тепловой энергии и ГВС, в том числе по жилому дому N 157 по ул. Гагарина.
Проанализировав положения пунктов 19, 21, 23 Правил N 307, суды первой и апелляционной инстанций правильно учли следующее.
В соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012 N 207 при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используются при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в Самарской области.
Новые нормативы потребления коммунальных услуг, предусматривающие порядок оплаты только в отопительный сезон, в Самарской области не предусмотрены, то есть расчет платы за отопление в МКД с ОДПУ производится по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с последующей корректировкой размера платы за отопление по фактическому потреблению. Величина норматива потребления тепловой энергии указана из расчета оплаты равными долями в течение календарного года.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 следует, что Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии ОДПУ. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы за отопление не производится. При этом проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям ОДПУ.
Суды первой и апелляционной инстанций, указывая на необоснованный расчет Госжилинспекции Самарской области, правомерно исходили из следующего.
Размер фактического расхода тепловой энергии подтвержден формами ежемесячного обмена информацией между Абонентом и Энергоснабжающей организацией. Расчет же заинтересованного лица предусматривает объем в целом по всему дому, без вычета объемов потребления энергии нежилыми помещениями. Октябрь 2014 года не входит в расчет Госжилинспекции Самарской области. Тогда как ОАО "ПТС" при отсутствии показаний приборов учета рассчитывало согласно нормативу. Начало отопительного сезона регламентируется постановлением от 24.09.2014 N 1453 администрации городского округа Самара. Согласно акту от 04.10.2014 МКД по адресу: ул. Гагарина, д. 157 запуск отопления произведен 04.10.2014.
Вместе с тем, как верно установлено судами, ОДПУ, установленный на многоквартирном доме, вышел из строя и не работал по 24.10.2014, то есть после начала подачи отопления. В подтверждение представлены служебные записки, акт осмотра узла учета тепловой энергии от 20.10.2014, акт допуска в эксплуатацию узла учета, составленные заявителем совместно с ОАО "ПТС".
Установив факт отсутствия совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за весь период отопления, суды правомерно сочли, что проведение корректировки могло и должно было осуществляться только при наличии показаний прибора учета за весь отопительный период прошедшего года, а при его отсутствии - в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ по утвержденным в Самарской области нормативам.
Таким образом, в данном случае у Госжилинспекции Самарской области отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания о проведении корректировки платы за отопление с учетом показаний ОДПУ за минусом объема коммунального ресурса, выставленного ресурсоснабжающей организацией напрямую собственникам нежилых помещений.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу заявленных требований, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, судами правомерно удовлетворено требование ООО "ЖКС" о признании недействительным обжалуемого предписания заинтересованного лица.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу N А55-4125/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ю.В. Глазов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 следует, что Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии ОДПУ. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы за отопление не производится. При этом проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям ОДПУ.
...
Установив факт отсутствия совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за весь период отопления, суды правомерно сочли, что проведение корректировки могло и должно было осуществляться только при наличии показаний прибора учета за весь отопительный период прошедшего года, а при его отсутствии - в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ по утвержденным в Самарской области нормативам."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18240/17 по делу N А55-4125/2016