Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18240/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А55-4125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Прошкина А.П. (доверенность от 02.03.2016 N 4612-ц),
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" - представителей Слоева Г.Ю. (доверенность от 09.11.2016), Мантузова Е.В. (доверенность от 21.10.2016),
от открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" - представитель не явился, извещено,
от открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2016 года по делу N А55-4125/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (ИНН 6317093277), г.Самара,
к государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара,
третьи лица: открытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", г.Самара,
открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс", г.Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик) от 22.12.2015 г. N ССов-2171682.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2016 года заявление удовлетворено, признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N ССов-2171682 от 22.12.2015.
Не согласившись с выводами суда, государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что поскольку в отопительный период 2013-2014 гг. в Самарской области в соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 207 от 13.09.2012 г. при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применялся порядок расчета платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем при расчете размера корректировки за отопление потребителям применять норматив или начисление по среднему в связи с выходом из строя общедомового прибора учета в спорный период (октябрь 2014 г.) неправомерно.
В судебном заседании представитель государственной жилищной инспекции Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ООО "ЖКС" в судебном заседании с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "ЖКС" на основании договора от 10.03.2013 г. осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Гагарина д. 157.
На основании распоряжения N ССов-2171682 от 25.11.2015 ответчиком по обращению вход. N 22381-ц от 23.11.2016 проведена проверка соблюдения ООО "ЖКС" жилищного законодательства Российской Федерации в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу (отопление).
По результатам указанной внеплановой документарной проверки 22.12.2015 юридическому лицу ООО "ЖКС" контролирующим органом - Государственной жилищной инспекцией Самарской области выдано предписание N ССов-2171682 от 22.12.2015, которым предписано произвести корректировку платы за 2014 год за отопление, предоставляемое собственникам жилых помещений по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 157, в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 по показаниям общедомового прибора учета, исходя из объема 650.882 Гкал за минусом объема коммунального ресурса, выставленного ресурсоснабжающей организацией напрямую собственникам нежилых помещений в 2014 году, в срок до 22.02.2016.
Заявитель, считая предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "ЖКС" в сфере экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 "при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета".
Судом установлено, что в рассматриваемом случае, дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, водоснабжения и электроэнергии, все помещения дома (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения и электроэнергии.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме (далее - МКД) по ул. Гагарина, д. 157 введен в эксплуатацию в октябре 2010 года в рамках Федерального закона N 185 от 27.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Между собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 157 заключен договор управления МКД от 01.10.2013.
Согласно условиям данного договора управляющая компания обязана поставлять собственникам коммунальные услуги, в том числе, тепловую энергию.
Также между ООО "ЖКС" и ОАО "ПТС" заключен договор на комплексное сервисное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии на отопление и ГВС от 01.10.2013, ОАО "ПТС" проводит работы, связанные с обслуживанием узла учета тепловой энергии и ГВС, в том числе по жилому дому N 157 по ул. Гагарина в Советском р-не г. Самары.
Согласно условиям указанного договора исполнитель ОАО "ПТС" осуществляет техническое обслуживание ИПУ, которое включает в себя плановый осмотр (1 раз в месяц) узла учета тепловой энергии (на отопление) с применением системы удаленного сбора. Подготовка теплового отчета и сдача его в энергоснабжающую организацию, (приложение N 4 к договору от 01.10.2013)-(т.1, л.д.180).
Правила N 307 содержат порядок определения объёма коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
На основании подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом исполнитель проводит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Пунктом 23 Правил N 307 установлено, что при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объёмов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объёмах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исполнитель при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, однако они применяются лишь для расчета текущих ежемесячных платежей.
Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании корректировок, предусмотренных пунктом 19 Правил N 307.
В соответствии с формулой 7 Приложения N 2 к Правилам N 307 при наличии ОДПУ начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы 1 раз в год, а в случае отсутствия сведений об объёмах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1 (по нормативам потребления тепловой энергии на отопление).
Из формулы 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в индивидуальном жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле, которую составляют следующие величины: размер платы за тепловую энергию, определённый исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i -го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.
Учитывая изложенные Правила, в рассматриваемом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за 2014 год оказалось меньше суммы платы за коммунальную услугу по отоплению, выставленную к оплате ООО "ЖКС" ресурсоснабжающей организацией, на 283 892,81 руб.
При этом судом первой инстанции правильно учтено следующее.
В соответствии с приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 207 от 13.09.2012 при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета платы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используются при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в Самарской области.
Новые нормативы потребления коммунальных услуг, предусматривающие порядок оплаты только в отопительный сезон в Самарской области не предусмотрены, т.е. расчет платы за отопление в МКД с ОДПУ энергии производится по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с последующей корректировкой размера платы за отопление по фактическому потреблению. Величина норматива потребления тепловой энергии указана из расчета оплаты равными долями в течение календарного года (т.е. по 1/12).
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014, следует, что Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы за отопление не производится. При этом проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета.
Материалами дела подтверждается, что начисление платы за отопление в 2014 году производилось по показаниям ОДПУ за 2013 год и объем потребления тепловой энергии на отопление за 2013 год составлял 0,010 Гкал на 1 кв.м.
При проведении корректировки собственникам жилых помещений был сделан перерасчет платы за отопление с 01.01.2015 по 31.03.2015 с учетом среднемесячного показания за 2014 год. В связи с этим корректировка платы за отопление за 2014 год составила (1 011 528,38 руб. - 727 635,57 руб.) = 283 892,81 руб., в т.ч. по изолированным квартирам 260 631,15 руб., по коммунальным квартирам 23 261,66 руб.
Начисление платы за отопление в 2014 году и за январь, февраль и март 2015 года (до получения данных об объемах потребления тепловой энергии в 2014 году) осуществлялось по показаниям ОДПУ за 2013 год. При проведении корректировки собственникам жилых помещений был сделан перерасчет платы за отопление с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. с учетом среднемесячного показания за 2014 год. Общая сумма перерасчета по МКД по адресу: ул. Гагарина, д. 157 составила 106 935,41 руб.
Кроме того, заявитель указал на то, что в результате технической ошибки объем потребления тепловой энергии за октябрь 2014 года, расчет корректировки платы за отопление за 2014 был произведен некорректно, вместо объема 65,125 Гкал был применен объем 108,49 Гкал. Фактический расход тепловой энергии за 2014 год по показаниям ОДПУ составил 695,12 Гкал (расход, на основании которого производился расчет корректировки, составлял 738,48 Гкал).
Суд первой инстанции, указывая на необоснованный расчет жилищной инспекции, правомерно исходил из следующего.
Размер фактического расхода тепловой энергии подтвержден формами ежемесячного обмена информацией между Абонентом и Энергоснабжающей организацией (приложения с января по декабрь 2014 года). Расчет же ГЖИ предусматривает объем в целом по всему дому, без вычета объемов потребления энергии нежилыми помещениями. Октябрь 2014 г. не входит в расчет ГЖИ. Тогда как ООО "ПТС" при отсутствии показаний приборов учета рассчитывало согласно нормативу, в результате получилась величина 65,125 Гкал. Начало отопительного сезона регламентируется Постановлением от 24.09.2014 N 1453 администрации г.о. Самара, согласно акту от 04.10.2014 МКД по адресу: ул. Гагарина, д. 157 запуск отопления произведен 04.10.2014.
Вместе с тем, как верно установлено судом, ОДПУ, установленный на многоквартирном доме, вышел из строя и не работал по 24.10.2014, т.е. после начала подачи отопления. В подтверждение представлены служебные записки, акт осмотра узла учета тепловой энергии от 20.10.2014, акт допуска в эксплуатацию узла учета, составленные заявителем совместно с ОАО "ПТС".
Установив факт отсутствия совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за весь период отопления, суд правомерно счел, что проведение корректировки могло и должно было осуществляться только при наличии показаний прибора учета за весь отопительный период прошедшего года.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014, следует, что Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, и корректировка размера платы за отопление не производится. При этом проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета.
Таким образом, в данном случае у инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания о проведении корректировки платы за отопление с установлением исходного объема 650.882 Гкал за минусом объема коммунального ресурса, выставленного ресурсоснабжающей организацией напрямую собственникам нежилых помещений.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества о признании недействительным обжалуемого предписания заинтересованного лица.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2016 года по делу N А55-4125/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4125/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18240/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЖКС"
Ответчик: ГЖИ Самарской области, Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: ОАО "Предприятие тепловых сетей", ОАО "Энергосбыт Плюс".