г. Казань |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А72-4098/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России" - Козловой С.Н. по доверенности от 07.02.2017 N 7.3.14-22/18, Ахметова Л.К. по доверенности от 07.02.2017 N 7.3.14-22/15,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 (председательствующий судья Кузнецов С.А., Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А72-4098/2016
по иску заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России", обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Заслон" о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском в интересах Российской Федерации (далее - истец) в лице Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ответчик 1), обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Заслон" (далее - ответчик 2) о признании пунктов 1-7, 10, 11, 13, 17-22 приложения N 1 к договору от 11.01.2016 N 10 на оказание услуг по централизованной охране товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи, по плановому техническому обслуживанию, ремонту технических средств охраны УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" объекта недействительным (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 (судья Овсянникова Ю.А.) иск удовлетворен. При этом суд первой инстанции, указывая на то, что оспариваемые истцом пункты приложения N 1 к договору N 10 от 11.01.2016 действующему законодательству не противоречат, поскольку их предметом является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а товарно-материальных ценностей, денежных средств, иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи и поименованных в акте приема имущества под охрану, в то же время признал оспариваемые пункты приложения N 1 к договору N 10 от 11.01.2016 недействительными в рамках статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сославшись на то, что подписанный сторонами Перечень объектов, являющийся приложением N 1 к договору, составлен сторонами некорректно с указанием только на отделения почтовой связи без описания товарно-материальных ценностей, денежных средств, имущества, являющихся непосредственно предметом охраны.
Постановлением от 08.11.2016 суд второй инстанции, соглашаясь с тезисом первой судебной инстанции относительно того, что предметом оспариваемых положений договора N 10 является охрана не самих помещений, занимаемых отделением почтовой связи, а товарно-материальных ценностей, денежных средств, иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи, тем не менее, отменил решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 и отказал в удовлетворении исковых требований, указав на то, что вывод суда первой инстанции о несоответствии приложения N 1 к договору предмету последнего противоречит условиям данного договора, и что статья 168 ГК РФ не устанавливает недействительность сделки в случае несоответствия приложения к договору его предмету.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Ульяновской области с принятым по делу постановлением от 08.11.2016 не согласился, просил его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 30.08.2016, ссылаясь, в частности, на то, что коль скоро приложение N 1 к договору является его неотъемлемой частью и не может рассматриваться отдельно, имущество и товарно-материальные ценности вместе со строениями и сооружениями, в которых они находятся, подлежат государственной охране.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик N 1 с доводами, изложенными в последней, не согласился по основаниям, отраженным в тексте постановления от 08.11.2016.
Отзыв на кассационную жалобу ответчик N 2 суду не представил.
В отзыве на кассационную жалобу Минкомсвязь РФ поддержало доводы, изложенные в тексте кассационной жалобы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика N 1 поддержали позицию своего доверителя, обозначенную в тексте отзыва на кассационную жалобу.
Истец, прокуратура Ульяновской области и ответчик N 2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и сделан вывод о наличии оснований для отмены постановления от 08.11.2016 с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 30.08.2016, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 11.01.2016 ФГУП "Почта России" в лице филиала в г. Ульяновске (Заказчик) и ООО "Заслон" (Исполнитель) заключили договор, согласно которому Исполнитель собственными силами и средствами с использованием работников охраны Исполнителя обязуется оказать услуги по централизованной охране товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося на объектах почтовой связи, а также услуги по плановому техническому обслуживанию, ремонту технических средств охраны Заказчика, указанных в Приложении N 1 к договору, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора перечень объектов почтовой связи Заказчика с находящимися в них товарно-материальными ценностями, денежными средствами и иным имуществом, передаваемых под Централизованную охрану Исполнителю, устанавливается в Приложении N 1 к договору.
Товарно-материальные ценности, денежные средства и иное имущество, находящееся на объектах почтовой связи Заказчика, принимаются Исполнителем под централизованную охрану после внесения принимаемых товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося на объектах почтовой связи, в Перечень, и проведения уполномоченными лицами сторон обследования технической оснащенности и укрепленности помещений, строений, зданий, территории и периметра входящего в состав охраняемых товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора прием Исполнителем товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи Заказчика, под охрану осуществляется после подписания сторонами Акта технической укрепленности объекта с указанием в нем уровня соответствия технической укрепленности объекта требованиям соответствующих технических регламентов и рекомендаций Исполнителя путем подписания соответствующего Акта приема товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества по централизованную охрану (Приложение N 3 к договору).
Сторонами подписано Приложение N 1 к договору - Перечень объектов с находящимися в них товарно-материальными ценностями, денежными средствами и иным имуществом УФПС УО - филиала ФГУП "Почта России" с указанием отделений почтовой связи, их адресов, времени работы.
Со ссылкой на то, что, поскольку часть помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, находятся в государственной собственности, и были переданы ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения, а потому - они (эти помещения), а также - имущество и товарно-материальные ценности, находящиеся в них, не могут быть переданы под охрану негосударственному (частному) охранному предприятию, заместитель прокурора Ульяновской области обратился в суд с требованием о признании договора охраны недействительным в части пунктов, содержащих указание на данные помещения, перечисленные в приложении N 1 к договору, вместе с находящимися в них товарно-материальными ценностями, денежными средствами и иным имуществом.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" Минкомсвязи России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
Распоряжением от 06.04.2013 N 528-р ФГУП "Почта России" передано в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Приказом от 18.06.2013 N 141 Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвержден Устав ФГУП "Почта России".
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Устава ФГУП "Почта России" находится в ведомственном подчинении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ) частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015 N 948 наименование указанного перечня изложено в новой редакции "Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется".
Согласно пункту 1 указанного Перечня к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Установление в пункте 1 данного перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Материалами дела (свидетельствами о государственной регистрации, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество) подтверждается, что помещения отделений почтовой связи (ОПС) в г. Ульяновске, указанные в пунктах 1-7, 10, 11, 13, 17 - 22 Приложения N 1 к договору N 10 от 11.01.2016: ОПС N 7 по адресу: г. Ульяновск, ул. Шоферов, 1; ОПС N 31 по адресу: ул. Пионерская, 14; ОПС N 46 по адресу: ул. 40 лет Октября, 9; ОПС N 67 по адресу: пр. Ульяновский, 9; ОПС N 72 по адресу: пр. Ульяновский, 9/47; ОПС N 64 по адресу: пр. Авиастроителей, 17; ОПС N 59 по адресу: ул. 40 лет Победы, 9; ОПС N 57 по адресу: ул. Врача Михайлова, 41а; ОПС N 10 по адресу: ул. 40 лет Октября, 33; ОПС N 55 по адресу: ул. Старосельденская, 64; ОПС N 6 по адресу: ул. Локомотивная, 7; ОПС N 23 по адресу: ул. Профсоюзная, 19; ОПС N 34 по адресу: пр. 50 лет ВЛКСМ, 11; ОПС N 61 по адресу: ул. Пушкарева, 70; ОПС N 42 адресу: ул. Богдана Хмельницкого, 18; ОПС N 54 по адресу: ул. Камышинская, 42 являются федеральной собственностью и принадлежат ответчику N 1 ФГУП "Почта России" - на праве хозяйственного ведения.
Суд второй инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил, в том числе, из того, что предметом оспариваемых положений договора N 10 от 11.01.2016 является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а - товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи, а потому - на них запрет на охрану государственной собственности негосударственными (частными) охранными организациями не распространяется, что статья 168 ГК РФ не устанавливает недействительность сделки в случае несоответствия приложения к договору его предмету.
Между тем судом апелляционной инстанции при вынесении постановления от 08.11.2016 не было учтено следующее.
Согласно пункту 1.2 договора N 10 от 11.01.2016 перечень объектов почтовой связи Заказчика (ответчик N 1) с находящимися в них товарно-материальными ценностями, денежными средствами и иным имуществом, передаваемых под централизованную охрану Исполнителю (ответчику N 2), устанавливается в приложении N 1 к договору.
В связи с этим вывод судов обеих инстанций о том, что предметом договора N 10 является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а лишь товарно-материальных ценностей, денежных средств, иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи, следует признать ошибочным, ибо физически невозможно осуществлять охрану товарно-материальных ценностей, не охраняя одновременно помещения, строения и сооружения, где эти ценности находятся, в том числе - осуществляя техническое обслуживание и ремонт технических средств охраны.
Таким образом, поскольку договор от 11.01.2016 N 10 заключен в отношении объектов, подлежащих государственной охране (объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется), с лицом, не имеющим полномочий на охрану подобных объектов, пункты Приложения N 1 к данному договору, содержащие наименования этих объектов, являются ничтожными, противоречащими требованиям статьи 11 Федерального закона N 2487-1 и Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, а потому - состоявшееся по делу постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 подлежит отмене.
Что касается решения суда первой инстанции от 30.08.2016, то имеющийся в мотивировочной части последнего неверный тезис (что предметом договора N 10 является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а - лишь товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося в этих помещениях) не привёл к принятию неправильного решения, в связи с чем - вынесенное по делу Арбитражным судом Ульяновской области решение от 30.08.2016 подлежит оставлению без изменения
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по делу N А72-4098/2016 отменить, кассационную жалобу заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России" и общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Заслон" в доход федерального бюджета по 1500 рублей государственной пошлины с каждого.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительные листы в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.2 договора N 10 от 11.01.2016 перечень объектов почтовой связи Заказчика (ответчик N 1) с находящимися в них товарно-материальными ценностями, денежными средствами и иным имуществом, передаваемых под централизованную охрану Исполнителю (ответчику N 2), устанавливается в приложении N 1 к договору.
В связи с этим вывод судов обеих инстанций о том, что предметом договора N 10 является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а лишь товарно-материальных ценностей, денежных средств, иного имущества, находящегося в объектах почтовой связи, следует признать ошибочным, ибо физически невозможно осуществлять охрану товарно-материальных ценностей, не охраняя одновременно помещения, строения и сооружения, где эти ценности находятся, в том числе - осуществляя техническое обслуживание и ремонт технических средств охраны.
Таким образом, поскольку договор от 11.01.2016 N 10 заключен в отношении объектов, подлежащих государственной охране (объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется), с лицом, не имеющим полномочий на охрану подобных объектов, пункты Приложения N 1 к данному договору, содержащие наименования этих объектов, являются ничтожными, противоречащими требованиям статьи 11 Федерального закона N 2487-1 и Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, а потому - состоявшееся по делу постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 подлежит отмене.
Что касается решения суда первой инстанции от 30.08.2016, то имеющийся в мотивировочной части последнего неверный тезис (что предметом договора N 10 является охрана не самих помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, а - лишь товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества, находящегося в этих помещениях) не привёл к принятию неправильного решения, в связи с чем - вынесенное по делу Арбитражным судом Ульяновской области решение от 30.08.2016 подлежит оставлению без изменения"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф06-18041/17 по делу N А72-4098/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18041/17
08.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15096/16
07.11.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15098/16
30.08.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4098/16