Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А57-7081/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2016 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-7081/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 41, ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585), заинтересованные лица: администрация Петровского муниципального района Саратовской области (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Панфилова, д. 55, ОГРН 1026401826615, ИНН 6444003861), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Базис" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Ф.Энгельса, д. 93, ОГРН 1096444000146, ИНН 6444008228), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Советская, д. 94, литер А, ОГРН 1096444000058, ИНН 6444008179), муниципальное унитарное предприятие "Коммунальный комплекс" (412545, Саратовская область, г. Петровск, ул. Баукова, д. 99, литер А.А1, ОГРН 1106444000497, ИНН 6444008556), комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района (Саратовская область, г. Петровск) о признании недействительным распоряжения от 14.03.2016 N 126-Р,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 14.03.2016 N 126-Р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" осуществляет поставку природного горючего газа на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск. В качестве покупателей по договорам поставки газа выступают МУП "Коммунальный комплекс", ООО "Теплоэлемент", ООО УК "Базис", являющимися теплоснабжающим организациями по отношению к потребителям - муниципальным учреждениям и жителям муниципального образования г. Петровск.
В связи с неоднократным нарушением сроков оплаты за поставленный газ и неоплаты за два периода платежа, установленных договорами поставки газа, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" 14.03.2016 произвело прекращение поставки газа теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при администрации Петровского муниципального района 14.03.2016 принято решение в связи с угрозой срыва отопительного сезона рекомендовать главе администрации Петровского муниципального района ввести на территории Петровского муниципального района режим чрезвычайной ситуации с 14.03.2016 до особого распоряжения; теплоснабжающим предприятиям района провести все организационно-правовые мероприятия по недопущению перебоев в подаче тепла; теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск с 20.00 14.03.2016 совместно с представителями ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обеспечить, с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ, подачу газа на объекты теплоснабжения, после чего приступить к подаче тепла на объекты социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск.
Результаты заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района оформлены протоколом от 14.03.2016 N 4.
На основании протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при администрации Петровского муниципального района от 14.03.2016 N 4 в связи с ситуацией, сложившейся из-за неподачи газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома района, при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области 14.03.2016 принято распоряжение N 126-Р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района", согласно которому ситуация, сложившаяся на территории Петровского муниципального района, связанная с неподачей газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на объекты отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома района при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, признана чрезвычайной муниципального характера; с 20 часов 00 минут 14.03.2016 на территории Петровского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации; с 20 часов 00 минут 14.03.2016 органы управления и силы муниципального звена Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации переведены на режим чрезвычайной ситуации; теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск предписано с 20 часов 00 минут 14.03.2016 совместно с представителями ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обеспечить с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ подачу газа на объекты теплоснабжения, после чего приступить к подаче тепла на объекты социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск; руководителям учреждений и организаций всех форм собственности муниципального района предписано обеспечить выполнение мероприятий режима чрезвычайной ситуации на вверенных объектах.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", полагая, что распоряжение администрации от 14.03.2016 N 126-Р является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения Администрации от 14.03.2016 N 126-Р, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемого распоряжения, направленного на сохранение жизни и здоровья граждан, указав, что орган местного самоуправления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, при этом ограничение имущественных интересов заявителя совершено в установленных законом пределах.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, основанном на правильном применении норм права в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" критериями информации о чрезвычайных ситуациях являются аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более, число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более, прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что из представленных в материалы дела актах о температурном режиме в учреждениях социальной сферы г. Петровска (образовательные учреждения, детские сады), составленных 14.03.2016, усматривается, что средняя температура воздуха в помещениях составляла ниже 19°С, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, создает угрозу здоровью и жизни граждан.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ситуация, связанная с отсутствием теплоснабжения объектов социальной сферы, сложившаяся в марте 2016 года на территории муниципального образования город Петровск, соответствует критериям чрезвычайной ситуации, в целях недопущения возникновения последствий, связанных с человеческими жертвами, органом местного самоуправления в рамках своей компетенции принято законное, обоснованное решение о введении режима чрезвычайной ситуации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что чрезвычайная ситуация сложилась в результате бездействия органов местного самоуправления и теплоснабжающих организаций, которые своевременно не погасили задолженность по договорам на поставку энергоресурсов, не обеспечили запас резервных видов топлива, обоснованно не приняты во внимание судами, поскольку указанные обстоятельства о незаконности оспариваемого ненормативного акта не свидетельствуют.
Ссылка ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на то, что теплоснабжающие организации осуществляли подключение к газовым сетям на основании оспариваемого распоряжения в отсутствие лицензий на эксплуатацию опасных объектов, без разрешительной документации, что является нарушением закона и ставит под угрозу целостность опасных объектов, не может быть принята, поскольку необходимость обеспечения подачи газа на объекты теплоснабжения, согласно пункту 4 распоряжения от 14.03.2016 N 126-Р, возлагается непосредственно на теплоснабжающие предприятия муниципального образования г. Петровск совместно с представителями заявителя.
Исходя из вышеизложенного судебные инстанции, установив законность оспариваемого распоряжения Администрации от 14.03.2016 N 126-Р, принятого в пределах полномочий органов местного самоуправления, пришли правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО "Газпром межрегионгаз Саратов".
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А57-7081/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" критериями информации о чрезвычайных ситуациях являются аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более, число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более, прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17504/17 по делу N А57-7081/2016