Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17504/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А57-7081/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" Андреева М.В., действующего на основании доверенности от 01.12.2015 N 46-04-5505д,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2016 года по делу N А57-7081/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 41, ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585),
заинтересованные лица: администрация Петровского муниципального района Саратовской области (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Панфилова, д. 55, ОГРН 1026401826615, ИНН 6444003861), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Базис" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Ф.Энгельса, д. 93, ОГРН 1096444000146, ИНН 6444008228), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Советская, д. 94, литер А, ОГРН 1096444000058, ИНН 6444008179), муниципальное унитарное предприятие "Коммунальный комплекс" (412545, Саратовская область, г. Петровск, ул. Баукова, д. 99, литер А.А1, ОГРН 1106444000497, ИНН 6444008556), комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района (Саратовская область, г. Петровск)
о признании недействительным распоряжения от 14.03.2016 N 126-Р,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 14.03.2016 N 126-Р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района".
Решением суда первой инстанции от 26 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Администрация Петровского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Базис" (далее - ООО "УК "Базис"), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент" (далее - ООО "Теплоэлемент"), муниципальное унитарное предприятие "Коммунальный комплекс" (далее - МУП "Коммунальный комплекс"), комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" осуществляет поставку природного горючего газа на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск.
В качестве покупателей по договорам поставки газа выступают МУП "Коммунальный комплекс", ООО "Теплоэлемент", ООО УК "Базис", являющимися теплоснабжающим организациями по отношению к потребителям - муниципальным учреждениям и жителям муниципального образования г. Петровск.
Как установлено судом первой инстанции, по состоянию на 15.03.2016 задолженность теплоснабжающих организаций муниципального образования г. Петровск перед ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" за использованный ими природный газ составила 38 600 000 руб., в том числе МУП "Коммунальный комплекс" - 19 700 000 руб., ООО "Теплоэлемент" - 1 600 000 руб., ООО "УК "Базис" - 17 300 000 руб.
14.03.2016 в связи с неоднократным нарушением сроков оплаты за поставленный газ и неоплаты за два периода платежа, установленных договорами поставки газа, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" произвело прекращение поставки газа теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск.
14.03.2016 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при администрации Петровского муниципального района принято решение в связи с угрозой срыва отопительного сезона рекомендовать главе администрации Петровского муниципального района ввести на территории Петровского муниципального района режим чрезвычайной ситуации с 14.03.2016 до особого распоряжения; теплоснабжающим предприятиям района провести все организационно-правовые мероприятия по недопущению перебоев в подаче тепла; теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск с 20.00 14.03.2016 совместно с представителями ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обеспечить, с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ, подачу газа на объекты теплоснабжения, после чего приступить к подаче тепла на объекты социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск.
Результаты заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Петровского муниципального района оформлены протоколом от 14.03.2016 N 4.
14.03.2016 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на основании протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при администрации Петровского муниципального района от 14.03.2016 N 4 в связи с ситуацией, сложившейся из-за неподачи газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на объекты, отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома района, при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области принято распоряжения N 126-Р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петровского муниципального района", согласно которому ситуация, сложившаяся на территории Петровского муниципального района, связанная с неподачей газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на объекты отапливающие учреждения социальной сферы и жилые дома района при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, признана чрезвычайной муниципального характера; с 20 часов 00 минут 14.03.2016 на территории Петровского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации; с 20 часов 00 минут 14.03.2016 органы управления и силы муниципального звена Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации переведены на режим чрезвычайной ситуации; теплоснабжающим организациям муниципального образования г. Петровск предписано с 20 часов 00 минут 14.03.2016 совместно с представителями ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обеспечить с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ подачу газа на объекты теплоснабжения, после чего приступить к подаче тепла на объекты социальной сферы и жилые дома муниципального образования г. Петровск; руководителям учреждений и организаций всех форм собственности муниципального района предписано обеспечить выполнение мероприятий режима чрезвычайной ситуации на вверенных объектах.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", полагая, что распоряжение администрации от 14.03.2016 N 126-Р является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при введении режима чрезвычайной ситуации орган местного самоуправления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, принятие оспариваемого распоряжения было направлено на сохранение жизни и здоровья граждан, при этом ограничение имущественных интересов заявителем совершено в установленных законом пределах.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" критериями информации о чрезвычайных ситуациях являются аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более, число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более, прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из представленных в материалы дела актах о температурном режиме в учреждениях социальной сферы г. Петровска (образовательные учреждения, детские сады), составленных 14.03.2016, усматривается, что средняя температура воздуха в помещениях составляла ниже 19°С, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, создает угрозу здоровью и жизни граждан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ситуация, связанная с отсутствием теплоснабжения объектов социальной сферы, сложившаяся в марте 2016 года на территории муниципального образования город Петровск, соответствует критериям чрезвычайной ситуации, в целях недопущения возникновения последствий, связанных с человеческими жертвами, органом местного самоуправления в рамках своей компетенции принято законное, обоснованное решение о введении режима чрезвычайной ситуации.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" у суда первой инстанции не имелось.
В апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" указывает, что ситуация, сложившаяся в марте 2016 года в Петровском муниципальном районе, не отвечает критериям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку сложившаяся ситуация в соответствии с пунктом 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" является чрезвычайной.
Доводы заявителя о необходимости ликвидации чрезвычайной ситуации за счет резервов материальных ресурсов и средств муниципального образования, незаконном бездействии органов местного самоуправления, не обеспечивших запас резервных видов топлива апелляционная коллегия отклоняет, поскольку указанные обстоятельства о незаконности оспариваемого ненормативного акта не свидетельствует.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" по платежному поручению от 06.09.2016 N 18025 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2016 года по делу N А57-7081/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" из федерального бюджета уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 06.09.2016 N 18025.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7081/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17504/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Саратов"
Ответчик: Администрация Петровского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС при администрации Петровского муниципального района Саратовской области, МУП "Коммунальный комплекс", ООО "Теплоэлемент", ООО УК "Базис", первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района В.В. Колдин Комиссии по предупреждению и ликвидации