Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании долга и затрат, о взыскании пени в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А57-5367/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Соколовой Ю.Ю. (доверенность от 24.10.2016),
ответчика - Кичатого Р.В. (доверенность от 23.12.2016 N 04-02/1855),
в отсутствие третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.08.2016 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-5367/2016
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) о взыскании, третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", товарищество собственников жилья "Уфимский", комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец, АТСЖ Ленинского района) с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, комитет) о взыскании за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове, за период с 01.10.2014 по 31.08.2015 в сумме 343 262,92 руб., пени за период с 01.12.2014 по 09.03.2016 в размере 40 024,71 руб., а с 10.03.2016 по день фактической оплаты долга на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб. (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования "Город Саратов в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", товарищества собственников жилья "Уфимский", комитета по управлению имуществом г. Саратова, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А57-5367/2016, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в порядке общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове за период с 01.10.2014 по 31.08.2015 в сумме 343 262,92 руб., пени за период с 01.12.2014 по 09.03.2016 в размере 40 024,71 руб., а с 10.03.2016 по день фактической оплаты долга на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб. В части взыскания услуг представителя в размере 15 000 руб. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, деланных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебное заседание явились представители истца и ответчика. Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, приходит к следующим выводам.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова - некоммерческая организация (учредителями (членами) которой являются 19 товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова), в том числе ТСЖ "Уфимский" (в состав которого входит многоквартирный жилой дом N 6 по ул. Уфимцева, зарегистрированная 17.11.2003 и действующая в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г.Саратова).
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 ЖК РФ в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Согласно пункту 3.1 Устава целями и задачами АТСЖ Ленинского района г. Саратова являются, в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава АТСЖ Ленинского района г. Саратова наделена правом представлять интересы собственников жилья в отношениях с третьими лицами, в органах власти и судах.
13 января 2006 года между ТСЖ "Уфимский" и АТСЖ Ленинского района г. Саратова был заключен договор, в соответствии с условиями которого товарищество передало сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества для управления и обеспечения эксплуатации.
Согласно пункту 7.1 договор вступает в силу с 13.01.2006 и действует до 31.12.2010.
Пунктом 7.2 договора стороны предусмотрели, что договор автоматически продлевается еще на один год, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении.
Как следует из пунктов 4.2.2, 4.2.4 договора АТСЖ Ленинского района имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений дома N 6 по ул. Уфимцева без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.
Данный договор заключен в силу положений главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которыми АТСЖ Ленинского района вправе и обязана, в том числе, осуществлять обслуживание общего имущества многоквартирного дома, представлять и защищать общие имущественные (неимущественные) интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в судах, в отношениях с третьими лицами.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава АТСЖ Ленинского района, в соответствии со статьями 145, 146 ЖК РФ, проведено общее собрание членов АТСЖ Ленинского района, в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав АТСЖ Ленинского района, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Уфимский", в состав которого входит многоквартирный дом N 6 по ул. Уфимцева, большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Уфимский", ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2013 - 2015 годы - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 - 2015 годы").
Пунктом 9.4 Устава АТСЖ Ленинского района установлено, что МО "Город Саратов" своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным, обязано оплачивать истцу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав истца в размере, установленном общим собранием членов АТСЖ Ленинского района.
Полагая, что МО "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья, свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт пропорционально доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьями 210, 249, 290 ГК РФ, статьями 37, 39, 137, 155, 156, 158 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и обосновано посчитали, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме.
Согласно частям 5, 6 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании положений пункта 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, на основании пункта 28 которых, а также статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Руководствуясь данными положениями закона, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в жилом доме N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове, в силу закона является обязанным лицом по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Часть 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ) устанавливает, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Таким образом, момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесения взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Как следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2016 по делу N А57-26980/2014 правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Постановлением об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, официально опубликовано в издании "Собрание законодательства Саратовской области", N 1 (часть 2), декабрь 2013 (выход в свет 03.01.2014).
Таким образом, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах на территории Саратовской области в срок до 03.07.2014.
В период по 30.05.2014 собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в Ассоциацию ТСЖ Ленинского района г.Саратова, провели внеочередные общие собрания (путем заочного голосования) по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе, определили способ формирования фонда капитального ремонта вышеперечисленных многоквартирных домов на специальном счете ТСЖ. 02.06.2014 года (на следующий день, после подведения итогов указанных общих собраний) состоялись заседания Правлений товариществ собственников жилья, входящих в Ассоциацию ТСЖ Ленинского района г. Саратова, на которых были определены лица, уполномоченные на открытие специальных счетов в филиале ОАО "БИНБАНК", находящемся в г. Саратове.
После вступления в силу изменений части 2 статьи 175 ЖК РФ все ТСЖ, учредителям которых является АТСЖ Ленинского района г.Саратова открыли специальные счета в филиале ОАО "БИНБАНК".
Как установлено судами в рамках настоящего дела и не опровергнуто ответчиком, в период с 01.10.2014 по 31.08.2015 ответчик не принимал участие по оплате взносов на капитальный ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева, в связи с чем, задолженность составляет 343 262,92 руб.
Расчет суммы задолженности признан судами верным и документально ответчиком не опровергнут.
Кроме того, судами правомерно удовлетворены требования истца о взыскании суммы пени, начисленных на основании статьи 155 ЖК РФ.
Доказательств, подтверждающих необоснованность требований истца в указанной части заявителем жалобы не представлено.
Довод заявителя жалобы кассационной о том, что ему не выставлялись платежные документы об оплате взносов, правомерно отклонен судами, поскольку обязанность у собственника по оплате взносов на капитальный ремонт возникает непосредственно в силу закона и не направление платежных документов не является основанием для его освобождения от внесения такой платы.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 125 ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Саратов, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 18.11.2005 N 67-649, Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Положением о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246.
Кроме того, указанный довод был предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами, спорные помещения являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В силу закона муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).
Согласно пункту 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратов, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.05 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения о Комитете по финансам в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии Положением о Комитете по финансам последний выступает от имени казны города в судебных органах судебной системы Российской Федерации, исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика заявленной суммы, судебная коллегия находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам заявителя жалобы, ответчиком по делу признан не Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", а муниципальное образование "Город Саратов" как публично-правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ).
В данном деле Комитет по финансам выступал от имени муниципального образования на основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ. Следовательно, довод заявителя жалобы о ненадлежащем ответчике является несостоятельным.
Более того довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий на распоряжение спорным имуществом не имеет решающего правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, принимая во внимание Положение о Комитете финансов администрации муниципального образования "Город Саратов", суды обоснованно удовлетворили требования истца.
Довод заявителя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, учитывая дату подачи искового заявления к производству и характер заявленных требований, судебная коллегия считает несостоятельным, основанным на неправильном применении норм процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.08.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А57-5367/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
...
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).
...
Вопреки доводам заявителя жалобы, ответчиком по делу признан не Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", а муниципальное образование "Город Саратов" как публично-правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ).
В данном деле Комитет по финансам выступал от имени муниципального образования на основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ. Следовательно, довод заявителя жалобы о ненадлежащем ответчике является несостоятельным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф06-17359/16 по делу N А57-5367/2016