г. Казань |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А55-28461/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - закрытого акционерного общества "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - Орешникова Л.В., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2016 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-28461/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта", г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Триос-Техно", г. Жигулевск, мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление), с участием третьих лиц: ООО "Триос-Техно", мэрии городского округа Тольятти, о признании незаконным отказа и обязании.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности предприятия на КНС и сеть канализации, протяженностью 177 м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Никонова, д. 66, с кадастровым номером 63:09:0202054:1937, изложенный в сообщении от 02.09.2015 N 63/009/500/2015-7072, возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В отзыве предприятие просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
19.06.2015 предприятие обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - КНС и сеть канализации протяженностью 177 м, по адресу: Самарская г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Никонова, д. 66, с кадастровым номером 63:09:0202054:1937.
Управление сообщением от 30.06.2015 N 63/009/500/2015-7072 приостановило государственную регистрацию права собственности, ссылаясь на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, а именно, проектной документации, а также документов, подтверждающих отнесение указанного сооружения к объекту вспомогательного значения, документов, подтверждающих, что спорное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:9104.
Управление сообщением от 02.09.2015 N 63/009/500/2015-7072 отказало заявителю в регистрации права собственности на указанный объект, ссылаясь на то, что документы, предусмотренные законодательством в качестве основания для государственной регистрации права собственности на указанное сооружение как вспомогательное на государственную регистрацию представлены не были.
Полагая отказ управления противоречащим закону и нарушающим права, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Предприятие с 1992 года является собственником здания Локомотивного депо (Литера А1, А2), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N 813184, распложённом на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:9104. Сооружение КНС и сеть канализации, 2006 года постройки, находится на территории, прилегающей к локомотивному депо (Литерп А1, А2), расположенному по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Никонова, д. 66, и представляет собой канализационную сеть подземной прокладки, предназначенную для отвода сточных хозяйственно-бытовых вод от здания локомотивного депо к канализационной сети, принадлежащей ООО "Триос-Техно".
Прием сточных вод производится на основании договора между ООО "Триос-Техно" и предприятием.
В связи с утерей проектной документацией на спорное сооружение и для подтверждения того обстоятельства, что оно является вспомогательным сооружением заявитель обратился в ООО "Экспертный центр Кузнецова" для выполнения обследования и экспертизы спорного сооружения. Экспертное заключение N 69Н представлено заявителем в регистрирующий орган, согласно которому сооружение КНС и сеть канализации выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию по отношению к основному объекту - зданию локомотивного депо литера А1, А2, не предназначен для иного использования, кроме отвода сточных хозяйственно-бытовых вод от вышеуказанного здания, соответствует основным критериям отнесения к строениям и сооружениям вспомогательного использования.
Также предоставлена кадастровая выписка на спорное сооружение от 23.06.2015 N 63-00-1015-491638, согласно которой сооружения КНС и сеть канализации расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9104.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции до 01.01.2017 далее - Закон N 122) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно статье 25.3 Закона N 122 основаниями для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Судами двух инстанций установлено, что спорное сооружение представляет собой сети инженерно-технического обеспечения. В качестве документа, подтверждающего факт создания объекта, в управление представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 18.06.2015, согласно которой заявленный объект недвижимого имущества является объектом вспомогательного использования.
Управлением в оспариваемом отказе сделан вывод о том, что спорное сооружение не может являться самостоятельным вспомогательным сооружением по отношению к зданиям, расположенным на земельном участке (63:09:0000000:9104).
Однако, действующее законодательство не содержит такого правого понятия, как самостоятельное вспомогательное сооружение, и не подразделяет вспомогательные сооружения на самостоятельные и не самостоятельные.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221) определены органы, осуществляющие полномочия кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384) под строением и сооружением вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности (здания и сооружения временного (сезонного) назначения), а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального, жилищного строительства по ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкции и оснований".
В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона N 384 в результате идентификации здания или сооружения по уровню ответственности, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности: повышенный; нормальный; пониженный. При обследовании и экспертизе спорного сооружения ООО "Экспертный центр Кузнецова" экспертом установлено, что сооружение КНС и сеть канализации по назначению относится к сооружению коммунальной инфраструктуры, не является объектом транспортной инфраструктуры, возможность проявления опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий не выявлена, к опасным производственным объектам не относится, в связи с чем, уровень ответственности - пониженный.
Управление сделало вывод, что в связи с отсутствием проектной документации, а также документов, выданных уполномоченными органами, подтверждающих отнесение указанного сооружения к вспомогательным, проведение государственной регистрации права собственности предприятия на КНС и сети канализации (кадастровый номер 63:09:0202054:1937) на основании представленных документов не представляется возможным, а документы, предусмотренные законодательством в качестве основания для государственной регистрации права собственности на указанное сооружение как вспомогательное, на государственную регистрацию представлены не были.
С 30.06.2014 действовала форма декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 628 с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 805. Заявителем представлена декларация в вышеуказанной форме. Действующая на момент подачи документов форма декларации об объекте недвижимого имущества в пункте 5.2 "техническое описание сооружения" содержит в качестве типа основной характеристики "протяженность", что полностью опровергает вывод регистрирующего органа, что сооружение, не имеющее такой характеристики как площадь не подлежит регистрации в упрощенном порядке на основании декларации, предусмотренной Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ.
При сдаче документов заявителем представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 18.06.2015 по форме, утвержденной Приказом МЭР РФ от 13.12.2010 N 628 с изменениями, внесенными Приказом МЭР России от 31.12.2013 N 805. Кроме того, несоответствие формы декларации об объекте недвижимого имущества не было основанием ни для приостановления, ни для принятия обжалуемого отказа в государственной регистрации.
Поскольку управление ссылалось на то, что экспертное заключение ООО "Экспертный центр Кузнецова" N 69Н не может служить достаточным доказательством отнесения спорного сооружения к объектам вспомогательного использования, суд по ходатайству заявителя назначил независимую судебную строительную экспертизу и поручил её проведение ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", по результатам которой, в арбитражный суд представлено экспертное заключение от 10.06.2016 N 01-16-ССТЭ, согласно которому экспертом установлено, что КНС и сеть канализации, протяженностью 177 м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Никонова, д. 66, с кадастровым номером 63:09:0202054:1937 является сооружением вспомогательного использования и обладает признаками объекта недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанции обоснованно признали, что заявителем представлен полный пакет документов на регистрацию права собственности на КНС и сеть канализации, протяженностью 177 м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Никонова, д. 66, с кадастровым номером 63:09:0202054:1937, соответствующий положениям Закона N 122, а заинтересованное лицо обладало всей необходимой информацией для регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества, и в отсутствии каких-либо сведений о возможных спорах на обжалуемый объект удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы повторяют его позицию в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А55-28461/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384) под строением и сооружением вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности (здания и сооружения временного (сезонного) назначения), а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального, жилищного строительства по ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкции и оснований".
...
С 30.06.2014 действовала форма декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 628 с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 805. Заявителем представлена декларация в вышеуказанной форме. Действующая на момент подачи документов форма декларации об объекте недвижимого имущества в пункте 5.2 "техническое описание сооружения" содержит в качестве типа основной характеристики "протяженность", что полностью опровергает вывод регистрирующего органа, что сооружение, не имеющее такой характеристики как площадь не подлежит регистрации в упрощенном порядке на основании декларации, предусмотренной Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф06-17194/16 по делу N А55-28461/2015
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24207/17
13.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5440/17
01.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17194/16
12.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12938/16
19.07.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28461/15