Требование: о взыскании долга и пени по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А55-11501/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Вильданова Р.А., Желаевой М.З.,
при участии представителя:
истца - Селиверстовой А.А. (доверенность от 23.05.2016 б/н),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2016 (судья Ястремский Л.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-11501/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" к Департаменту градостроительства городского округа Самара о взыскании 9 383 778,68 руб., третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" (далее- истец, ООО" С.И.Т.И") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 9 383 778,68 руб., в том числе 9 044 159,83 руб. задолженности по оплате выполненных и принятых работ по муниципальному контракту от 03.06.2015 N КС-СМР-1-0097-15, 339 618,85 руб. пени.
Определением суда от 16.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016, судом принят отказ от иска в части требований о взыскании основного долга. Производство по делу в указанной части прекращено.
С ответчика в пользу истца взыскано 339 618,85 руб. пени, а также 9792 руб. расходов по государственной пошлине.
Возвращена истцу из федерального бюджета 60 127 руб. государственная пошлина.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалованные судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуальн6ого кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов арбитражного дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 03.06.2015 был заключен муниципальный контракт N КС-СМР-1-0097-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство водопровода Д-500 мм протяженностью 4,6 км от насосной станции 3-го подъема НФС-2 по площадке строительства стадиона в г. Самара" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта заказчик поручает, а подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить собственными и/или привлечёнными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: "Проектирование и строительство водопровода Д-500 мм протяженностью 4,6 км от насосной станции 3-го подъема НФС-2 по площадке строительства стадиона в г. Самара", согласно муниципальной программе городского округа Самара "Подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на территории городского округа Самара" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 18.06.2012 N 710, государственной программе Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 704 в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией, графиком строительно-монтажных работ, техническим заданием на выполнение строительно-монтажных работ, техническим заданием на установку системы видеонаблюдения при выполнении строительно-монтажных работ, являющимися неотъемлемой частью контракта, и сдать их заказчику. В силу пункта 1.2 контракта заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.
Условиями контракта, в частности пунктом 7.1 предусмотрено, что оплата работ, выполненных в соответствии с условиями настоящего контракта, осуществляется в пределах цены контракта согласно представленным подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 в течение 60 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту.
В рамках исполнения обязательств по контракту подрядчиком были выполнены и предъявлены для приемки заказчику следующие работы:
15 декабря 2015 года были подписаны справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 4 на сумму 7 354 019, 28 руб., и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 01.12.2015 по 15.12.2015 N акт-4/1 на сумму 6 644 661,91 руб. и N акт-4/2 на сумму 709 357, 37 руб.
24 декабря 2015 года были подписаны справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 5 на сумму 9 520 299,73 руб., и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 16.12.2015 по 24.12.2015 N акт-5/1 на сумму 9 488 949,38 руб. и N акт-5/3 на сумму 31 350,35 руб.
Общая стоимость выполненных и принятых заказчиком работ согласно вышеуказанным актам составляет 16 874 319,01 руб.
Несвоевременная оплаты выполненных работ послужила основанием для обращения подрядчика с иском о взыскании пени за просрочку оплаты.
Возражая против удовлетворения требований о взыскании пени, заказчик сослался на допущенную подрядчиком просрочку выполнения работ, которая не позволила ему своевременно получить финансирование из вышестоящего бюджета.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания пени и государственной пошлины по делу, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 333, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и правомерно исходили из следующего.
из материалов арбитражного дела усматривается, что в соответствии с графиком строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к контракту), предусмотренные контрактом работы, подрядчик обязан был выполнить в период с 03.06.2015 по 03.02.2016.
Департамент обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту за период с 04.02.2016 по 28.04.2016 в размере 2 575 134 руб. 11 коп. (дело N А55-13678/2016).
За спорный период, указанный истцом по настоящему спору, ответчик с требованием о взыскании неустойки в связи с нарушением сроков выполнения работ, в суд с самостоятельным иском не обращался.
В силу пункта 7.1 контракта оплата работ, выполненных в соответствии с условиями контракта, осуществляется в пределах цены контракта согласно представленным подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ затрат по форме N КС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 в течение 60 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту.
Администрацией городского округа Самара и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) заключено соглашение от 26.02.2015 N 6 о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету на софинансирование расходного обязательства городского округа Самара по проектированию и строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - соглашение от 26.02.2015 N 6).
Соглашением от 26.02.2015 N 6 предусмотрено предоставление субсидии в объеме 90 778 руб. 14 коп. (из средств областного бюджета- 62 119 руб. 88 коп., федерального бюджета - 28 658,260 руб.). Объем финансирования за счет средств местного бюджета - 4 777,8 тыс. рублей.
Пунктом 2.3 соглашения от 26.02.2015 N 6 (в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2015 N 3) предусмотрено, что министерство осуществляет на основании действующего законодательства перечисление получателю части субсидии (аванс), предусмотренной в текущем году, в размере, не превышающем 30 % от суммы субсидии. Дальнейшее перечисление субсидии осуществляется в зависимости от фактических объемов выполненных работ (в объеме их не превышающем) с учетом погашения авансового платежа в трехмесячный срок на основании представленных в министерство актов приема-передачи выполненных работ по проектной документации, актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3), а также документов, подтверждающих выполнение иных видов работ и услуг, связанных с проектированием и строительством объектов, счетов-фактур и накладных по объектам, платежных документов, подтверждающих перечисление средств местного бюджета на долевое софинансирование объектов, с приложением реестра актов выполненных работ и платежных поручений согласно приложению N 3 к соглашению.
Согласно пункту 2.1 соглашения от 26.02.2015 N 6 расходование субсидии подлежит в срок до 31.12.2015.
В 2015 году в рамках контракта в соответствии со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 приняты работы на общую сумму 44 104 094 руб. 57 коп., в том числе:
- средства городского округа Самара - 2 205 204 руб. 73 коп.,
- средства вышестоящего бюджета - 41 898 889 руб. 84 коп. Оплата выполненных в 2015 году работ произведена в размере 29 438 646 руб. 73 коп., в том числе:
- средства городского округа Самара - 2 205 204 руб. 73 коп.,
- средства вышестоящего бюджета - 27 233 442 руб. (из них средства областного бюджета - 18 635 964 руб., средства федерального бюджета- 8 597 478 руб.).
Доводы ответчика о том, что из-за позднего срока предоставления актов выполненных работ в конце 2015 года обществом, повлекло недополучение средств вышестоящего бюджета в рамках соглашения от 26.02.2015 N 6 для оплаты Департаментом задолженности, судами не были отклонены со ссылкой на положений статей 309, 310 ГК РФ, а также ввиду следующего.
Согласно материалам арбитражного дела акты о приемке выполненных работ были подписаны заказчиком 15.12.2015 и 24.12.2015. По условиям контракта работы должны были быть выполнены до 25.12.2015, поэтому просрочки выполнения работ допущено не было.
Досрочное предоставление актов выполненных работ ранее выполнения таких работ контрактом не предусмотрено. Как и не предусмотрены сроки предоставления указанных актов.
Кроме того, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, Общество не является участником соглашения между Департаментом и Министерством, поэтому условия соглашения от 26.02.2015 N 6, предусматривающие перечисление субсидии в трехмесячный срок со дня передачи в Министерство актов о приемке выполненных работ и документов, подтверждающих перечисление средств местного бюджета, не могут служить основанием для освобождения Департамента, как стороны контракта, от ответственности на нарушение обязательства.
Из представленных документов следует, что 18.02.2016 Министерство направило в адрес Главы городского округа Самара Фурсову О.Б. письмо N 15/868 о внесении изменений в Закон Самарской области от 17.12.2015 N 131-ГД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 год" по мероприятиям подготовки инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов в рамках государственной программы Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" и обеспечения софинансирования со стороны администрации г.о. Самара к планируемому переучету остатков субсидий 2015 года по указанному объекту в объеме 63 084 руб. 78 коп. (из них 43 024,00 тыс. руб.- областной бюджет, 20 060,78 тыс. руб. - федеральные средства), в том числе на погашение задолженности 2015 года в размере 13 825,74 тыс. руб. за счет средств областного бюджета и 9 044,16 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета.
Министерством и администрацией городского округа Самара заключено соглашение от 12.04.2016 N 34 о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету на софинансирование расходного обязательства городского округа Самара по проектированию и строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности, в том числе на погашение задолженности.
Оплата по контракту произведена Департаментом в полном объеме в соответствии с доведенными лимитами областного (платежное поручение от 15.04.2016 N 14) и федерального (платежное поручение от 12.05.2016 N 723777) бюджетов.
Департаментом обществу оплачена задолженность:
- в размере 5 621 288 руб. 01 коп. платежным поручением от 20.04.2016 N 301 (в соответствии с доведенными лимитами областного бюджета);
- в размере 9 044 159 руб. 83 коп. платежным поручением от 17.05.2016 N 761745 (в соответствии с доведенными лимитами федерального бюджета).
Надлежащих доказательств того, что именно действия общества повлекли несвоевременное перечисление средств вышестоящего бюджета, в дело не представлено.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 15.2 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пени, от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет неустойки и установил, что неправильное определение периода просрочки не привело к необоснованному завышению суммы пени.
Требование о взыскании 339 618,75 руб. пени за период с 14.02.2016 по 20.04.2016 и с 23.02.2016 по 12.05.2016 соответствует условиям контракта.
Поскольку в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что взыскание пени, рассчитанной по ставке 1/300 ставки ключевой ставки в день, приведет к получению истцом необоснованной выгоды, в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки судами отказано.
Оснований для применения статьи 333 ГК РФ по делу не установлено.
Окружной суд не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций о неприменении положений статьи 333 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А55-11501/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования в части взыскания пени и государственной пошлины по делу, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 333, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и правомерно исходили из следующего.
...
Доводы ответчика о том, что из-за позднего срока предоставления актов выполненных работ в конце 2015 года обществом, повлекло недополучение средств вышестоящего бюджета в рамках соглашения от 26.02.2015 N 6 для оплаты Департаментом задолженности, судами не были отклонены со ссылкой на положений статей 309, 310 ГК РФ, а также ввиду следующего.
...
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
...
Оснований для применения статьи 333 ГК РФ по делу не установлено.
Окружной суд не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций о неприменении положений статьи 333 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2017 г. N Ф06-16213/16 по делу N А55-11501/2016