Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2017 г. N Ф06-16213/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А55-11501/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
с участием:
от истца - представитель Малышева Н.А. (доверенность от 06.05.2016),
от ответчика - представитель Низамова Р.Н. (доверенность от 11.01.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2016 года по делу N А55-11501/2016 (судья Ястремский Л.Л.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" к Департаменту градостроительства городского округа Самара о взыскании 9 383 778,68 руб.,
третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к департаменту градостроительства городского округа Самара о взыскании 9 383 778,68 руб., в том числе 9 044 159,83 руб. задолженности по оплате выполненных и принятых работ по муниципальному контракту от 03.06.2015 N КС-СМР-1-0097-15, 339 618,85 руб. пени.
Определением суда от 16.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2016 г., по делу N А55-11501/2016 судом принят отказ от иска в части требований о взыскании основного долга. Производство по делу в указанной части прекращено.
Взыскано с Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" 339 618,85 руб. пени, а также 9792 руб. расходов по государственной пошлине.
Возвращена обществу с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И" из федерального бюджета 60 127 руб. государственная пошлина.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2016 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель ссылается на то, что оплата Департаментом задолженности по контракту из средств местного бюджета не допустима. Заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам, изложенным в отзыве. Суд первой инстанции не правильно применил нормы материально права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца считал решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что обществом с ограниченной ответственностью "С.И.Т.И." (подрядчик) и Департаментом градостроительства городского округа Самара (заказчик) 03 июня 2015 года был заключен муниципальный контракт N КС-СМР-1-0097-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство водопровода Д-500 мм протяженностью 4,6 км от насосной станции 3-го подъема НФС-2 по площадке строительства стадиона в г. Самара" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта заказчик поручает, а подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить собственными и/или привлечёнными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: "Проектирование и строительство водопровода Д-500 мм протяженностью 4,6 км от насосной станции 3-го подъема НФС-2 по площадке строительства стадиона в г. Самара", согласно муниципальной программе городского округа Самара "Подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на территории городского округа Самара" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 18.06.2012 N 710, государственной программе Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N704 в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией, графиком строительно-монтажных работ, техническим заданием на выполнение строительно-монтажных работ, техническим заданием на установку системы видеонаблюдения при выполнении строительно-монтажных работ, являющимися неотъемлемой частью контракта, и сдать их заказчику. В силу пункта 1.2 контракта заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего контракта.
Условиями контракта, в частности пунктом 7.1 предусмотрено, что оплата работ, выполненных в соответствии с условиями настоящего контракта, осуществляется в пределах цены контракта согласно представленным подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме NКС-2 в течение 60 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту.
В рамках исполнения обязательств по контракту подрядчиком были выполнены и предъявлены для приемки заказчику следующие работы:
15 декабря 2015 года были подписаны справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 4 на сумму 7 354 019, 28 рублей, и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 01.12.2015 по 15.12.2015 N акт-4/1 на сумму 6 644 661,91 рублей и N акт-4/2 на сумму 709 357, 37 рублей.
24 декабря 2015 года были подписаны справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 5 на сумму 9 520 299,73 рублей, и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 за период с 16.12.2015 по 24.12.2015N акт-5/1 на сумму 9 488 949,38 рублей и N акт-5/3 на сумму 31 350,35 рублей.
Общая стоимость выполненных и принятых заказчиком работ согласно вышеуказанным актам составляет 16 874 319,01.
Несвоевременная оплаты выполненных работ послужила основанием для обращения подрядчика с иском о взыскании пени за просрочку оплаты.
Возражая против удовлетворения требований о взыскании пени, заказчик сослался на допущенную подрядчиком просрочку выполнения работ, которая не позволила ему своевременно получить финансирование из вышестоящего бюджета.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда I указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с графиком строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к контракту), предусмотренные контрактом работы, подрядчик обязан был выполнить в период с 03.06.2015 по 03.02.2016.
Департамент обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту за период с 04.02.2016 по 28.04.2016 в размере 2 575 134 рублей 11 копеек (дело N А55-13678/2016).
В силу пункта 7.1 контракта оплата работ, выполненных в соответствии с условиями контракта, осуществляется в пределах цены контракта согласно представленным подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ затрат по форме N КС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 в течение 60 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту.
Администрацией городского округа Самара и министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство) заключено соглашение от 26.02.2015 N 6 о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету на софинансирование расходного обязательства городского округа Самара по проектированию и строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - соглашение от 26.02.2015 N 6).
Соглашением от 26.02.2015 N 6 предусмотрено предоставление субсидии в объеме 90 778 рублей 14 копеек (из средств областного бюджета - 62 119 рублей 88 копеек, федерального бюджета - 28 658,260 тыс. рублей). Объем финансирования за счет средств местного бюджета - 4 777,8 тыс. рублей.
Пунктом 2.3 соглашения от 26.02.2015 N 6 (в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2015 N 3) предусмотрено, что министерство осуществляет на основании действующего законодательства перечисление получателю части субсидии (аванс), предусмотренной в текущем году, в размере, не превышающем 30 % от суммы субсидии. Дальнейшее перечисление субсидии осуществляется в зависимости от фактических объемов выполненных работ (в объеме их не превышающем) с учетом погашения авансового платежа в трехмесячный срок на основании представленных в министерство актов приема-передачи выполненных работ по проектной документации, актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3), а также документов, подтверждающих выполнение иных видов работ и услуг, связанных с проектированием и строительством объектов, счетов-фактур и накладных по объектам, платежных документов, подтверждающих перечисление средств местного бюджета на долевое софинансирование объектов, с приложением реестра актов выполненных работ и платежных поручений согласно приложению N 3 к соглашению.
Согласно пункту 2.1 соглашения от 26.02.2015 N 6 расходование субсидии подлежит в срок до 31.12.2015.
В 2015 году в рамках контракта в соответствии со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 приняты работы на общую сумму 44 104 094 рублей 57 копеек, в том числе:
- средства городского округа Самара - 2 205 204 рублей 73 копеек,
- средства вышестоящего бюджета - 41 898 889 рублей 84 копейки. Оплата выполненных в 2015 году работ произведена в размере 29 438 646 рублей 73 копеек, в том числе:
- средства городского округа Самара - 2 205 204 рубля 73 копейки,
- средства вышестоящего бюджета - 27 233 442 рубля (из них средства областного бюджета - 18 635 964 рубля, средства федерального бюджета - 8 597 478 рублей).
Доводы заявителя жалобы о том, что из-за позднего срока предоставления актов выполненных работ в конце 2015 года обществом, повлекло недополучение средств вышестоящего бюджета в рамках соглашения от 26.02.2015 N 6 для оплаты департаментом задолженности, не принимаются ввиду следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Акты о приемке выполненных работ были подписаны заказчиком 15.12.2015 и 24.12.2015. По условиям контракта работы должны были быть выполнены до 25.12.2015, поэтому просрочки выполнения работ допущено не было.
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы, отмечает, что Общество не является участником соглашения между Департаментом и Министерством, поэтому условия соглашения от 26.02.2015 N 6, предусматривающие перечисление субсидии в трехмесячный срок со дня передачи в министерство актов о приемке выполненных работ и документов, подтверждающих перечисление средств местного бюджета, не могут служить основанием для освобождения департамента, как стороны контракта, от ответственности на нарушение обязательства.
Из представленных документов явствует, что 18.02.2016 министерство направило в адрес Главы городского округа Самара О.Б.Фурсову письмо N 15/868 о внесении изменений в Закон Самарской области от 17.12.2015 N 131-ГД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 год" по мероприятиям подготовки инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов в рамках государственной программы Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" и обеспечения софинансирования со стороны Администрации г.о. Самара к планируемому переучету остатков субсидий 2015 года по указанному объекту в объеме 63 084 рублей 78 копеек (из них 43 024,00 тыс. рублей - областной бюджет, 20 060,78 тыс. рублей - федеральные средства), в том числе на погашение задолженности 2015 года в размере 13 825,74 тыс. рублей за счет средств областного бюджета и 9 044,16 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
Министерством и Администрацией городского округа Самара заключено соглашение от 12.04.2016 N 34 о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету на софинансирование расходного обязательства городского округа Самара по проектированию и строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности, в том числе на погашение задолженности.
Оплата по контракту произведена Департаментом в полном объеме в соответствии с доведенными лимитами областного (платежное поручение от 15.04.2016 N 14) и федерального (платежное поручение от 12.05.2016 N 723777) бюджетов.
Департаментом обществу оплачена задолженность:
- в размере 5 621 288 рублей 01 копейки платежным поручением от 20.04.2016 N 301 (в соответствии с доведенными лимитами областного бюджета);
- в размере 9 044 159 рублей 83 копеек платежным поручением от 17.05.2016 N 761745 (в соответствии с доведенными лимитами федерального бюджета).
Надлежащих доказательств того, что именно действия общества повлекли несвоевременное перечисление средств вышестоящего бюджета, в дело не представлено.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 15.2 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пени, от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет неустойки, суд установил, что неправильное определение периода просрочки не привело к необоснованному завышению суммы пени.
Требование о взыскании 339 618,75 руб. пени за период с 14.02.2016 по 20.04.2016 и с 23.02.2016 по 12.05.2016 соответствует условиям контракта.
Согласно статье 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Поскольку в дело не представлено доказательств того, что взыскание пени, рассчитанной по ставке 1/300 ставки ключевой ставки в день приведет к получению истцом необоснованной выгоды, в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки отказано правомерно.
Оснований для применения ст. 333 ГК РФ судебная коллегия не устанавливает.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2016 года по делу N А55-11501/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11501/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2017 г. N Ф06-16213/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "С.И.Т.И"
Ответчик: Департамент градостроительства городского округа Самара
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области