г. Казань |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А55-9751/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,
при участии представителей:
истца - Мануковской Д.А., доверенность от 10.02.2017 N 2-16/08-43,
ответчика - Мотина А.В. (адвокат), доверенность от 22.02.2017 N 1, ордер от 24.02.2017 N 000382,
третьего лица - Зубковой А.А., доверенность от 17.01.2017 N 03,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськина Михаила Михайловича, с. Сосновка Похвистневского района Самарской области,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-9751/2016
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара (ОГРН 1036300553332) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськину Михаилу Михайловичу, с. Сосновка Похвистневского района Самарской области (ОГРНИП 314637213600018) о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Счетной палаты Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2016 отказано в удовлетворении исковых требований Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськину Михаилу Михайловичу (далее - предприниматель, глава КФХ, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 1 718 975 руб. 42 коп., в том числе: 1 500 000 руб. - средства гранта, 218 975 руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами отказано (с учетом уточнений требований).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из доказанности факта использования полученных ответчиком денежных средств для достижения целей, на которые предоставлен грант. При этом суд пришел к выводу, что проверка соответствия претендентов всем необходимым условиям для получения гранта относится к компетенции комиссии, которая посчитала ответчика соответствующим всем предъявляемым условиям для получения гранта.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2016 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
С предпринимателя в пользу Министерства взысканы денежные средства в сумме 1 718 975 (один миллион семьсот восемнадцать тысяч девятьсот семьдесят пять) руб. 42 коп., в том числе: 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) руб. - средства гранта, 218 975 (двести восемнадцать тысяч девятьсот семьдесят пять) руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами. В доход федерального бюджета с Предпринимателя взыскана государственная пошлина по иску в сумме 33 189 (тридцать три тысячи сто восемьдесят девять) руб. 75 коп.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции и рассмотрев дело повторно, указал на то, что в настоящем деле основанием для возврата является выявленное в ходе проверки неправомерное получение гранта в связи с предоставлением получателем недостоверных документов.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 обжаловано в суд кассационной инстанции Предпринимателем. Заявитель жалобы ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судом норм права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2016. По мнению подателя жалобы, условия предоставления гранта им не нарушены, Министерство должно было проверить пакет документов на предмет их достоверности в момент подачи документов на получение гранта.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для его отмены или изменения.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что в соответствии с Порядком предоставления в 2014 - 2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 (далее - Порядок), главе КФХ был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) руб. Сумма гранта перечислена Предпринимателю платежными поручениями от 19.08.2014 N 2156 на сумму 690 000 руб., от 22.08.2014 N 6691 на сумму 810 000 руб.
Проверкой использования средств областного бюджета в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку малых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, проведенной Счетной палатой Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты Самарской области от 27.12.2014 N 291, установлено, что в нарушение пункта 6 Порядка и подпункта "а" пункта 4 Порядка отбора главой КФХ Хураськиным М.М. в целях получения государственной поддержки представлены недостоверные сведения, касающиеся данных осуществления им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Исходя из принципа состязательности арбитражного судопроизводства, риск наступления последствий несовершения сторонами процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов и возражений лежит на них (часть 2 статья 9 Кодекса).
В силу части 1 статьи 64, статей 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Кодекса об относимости и допустимости доказательств.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1, подпункту 2 пункта 2, пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом условия о возврате субсидии и порядок их возврата должны определяться нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено предоставление гранта крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624, в соответствии с нормативным правовым актом, изданным министерством.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Самарской области от 16.11.2012 N 664, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 08.05.2013 N 95-п, для участия в отборе глава КФХ представляет письмо, подписанное главой КФХ, подтверждающее, что глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет до даты регистрации, в том числе не являлся учредителем юридического лица.
Главой КФХ Хураськиным М.М. на имя Министра было представлено письмо от 07.07.2014, в котором он подтвердил, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет до даты регистрации, в том числе не являлся учредителем юридического лица.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6 Порядка после получения гранта получатели должны соблюдать следующие условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 9 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
Согласно представленным Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области сведениям (письма от 19.11.2015 N 05-73/14357, от 27.11.2015 N 07-29/14619@) Хураськин М.М., до даты регистрации КФХ - 16.05.2014, осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В письме от 27.11.2015 N 04-29/14619@ указано, что среднесписочная численность сотрудников КФХ Хураськина М.М. за 2011 - 2012 год составляла 1 человек. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налогоплательщик - Хураськин М.М. применяет режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Согласно представленным декларациям за 2011 - 2012 год хозяйственная деятельность налогоплательщиком Хураськиным М.М. осуществлялась.
В письме от 19.11.2015 N 05-73/14357 указано, что Хураськин М.М. в настоящее время является учредителем Самарской региональной общественной организации "Центр детского и молодежного творчества "Гармония" с 10.01.2013.
По информации ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области от 03.12.2015 N 18.0/16-17733 в период с 2011-2012 год Хураськиным М.М. начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за одного застрахованного в 2011 году - 20 048 руб. 00 коп., в 2012 году - 4611 руб. 00 коп., что свидетельствует о фактическом ведении деятельности.
Пунктом 15 Порядка установлено, что органы государственного Финансового контроля при проведении ревизий (проверок) осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями.
В соответствии с пунктом 2.5 Соглашения от 11.08.2014 N 92, заключенного между Министерством и Предпринимателем (получатель), ответчик дал согласие на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка его предоставления.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда о том, что нарушения условий предоставления гранта (в том числе предоставление недостоверных документов и неправомерное получение гранта) могут быть выявлены не только в ходе первичной проверки документов, предоставляемых в целях получения гранта, но и в ходе дальнейших проверок соответствующими органами государственного финансового контроля.
К обязанностям получателя гранта согласно Порядка относится предоставление документов, перечисленных в пункте 9 данного Порядка, при этом в абзаце одиннадцатом пункта 6 закреплено, что грант предоставляется при отсутствии в ходе выявленных проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, предоставленных получателем в соответствии с пунктом 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения грантов.
Требование к пакету документов (приложению к заявлению, указанному в пункте 9 Порядка) закреплено также в Порядке отбора КФХ.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения N 92 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан возвратить грант в доход областного бюджета (аналогичное условие закреплено пунктом 14 Порядка).
Счетная палата, осуществив проверку в соответствии с требованиями действующего законодательства, выявила нарушение условий предоставления гранта, а именно - факт представление Предпринимателем недостоверных документов, то есть нарушение получателем гранта обязательства, возложенного на него Соглашением N 92, Порядком отбора КФХ, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по возврату неправомерно полученного гранта.
Предпринимателем в материалы дела представлены налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2012- 2013 год, из которых следует, что Хураськин М.М. в указанный период являлся индивидуальным предпринимателем.
Довод ответчика о том, что в 2012 и 2013 годах Хураськин М.М. не получал доход от предпринимательской деятельности, обоснованно отклонен судом.
Материалами дела подтверждается, что Хураськин М.М. прекратил деятельность в качестве КФХ 14.05.2014 и вновь зарегистрирован в качестве КФХ Хураськин М.М. - 16.05.2014.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 утвержден Порядок предоставления в 2014-2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских( фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
В пункте 4 названного порядка отмечено, что гранты не представляются главам, которые не являются начинающими фермерами.
При таких обстоятельствах правовых оснований для получения гранта в 2014 году у Предпринимателя не имелось.
Достаточных оснований для иных выводов заявителем кассационной жалобы не приведено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны правильные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А55-9751/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 обжаловано в суд кассационной инстанции Предпринимателем. Заявитель жалобы ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судом норм права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2016. По мнению подателя жалобы, условия предоставления гранта им не нарушены, Министерство должно было проверить пакет документов на предмет их достоверности в момент подачи документов на получение гранта.
...
Согласно пункту 1, подпункту 2 пункта 2, пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом условия о возврате субсидии и порядок их возврата должны определяться нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2017 г. N Ф06-17180/16 по делу N А55-9751/2016